Рейтинг@Mail.ru
home

20.05.2021

Насильственная вакцинация

Во многих странах прививки от ряда заболеваний являются обязательными, а уклонение от укола карается штрафами. Легитимность таких санкций подтвердил Европейский суд по правам человека. Тогда как депутаты Старого Света сомневаются в эффективности принудительных мер. Вакцину как правовой феномен обсуждали на Петербургском международном юридическом форуме.

20.05.2021. АПИ — В России прививку от гриппа и кори должны делать входящие в группу риска работники, пенсионеры, чиновники и некоторые другие категории граждан. Вместе с тем отказавшиеся вводить вакцину россияне не могут быть привлечены к ответственности.

Европейский стандарт

Уколы для предупреждения ряда опасных инфекционных заболеваний в обязательном порядке делают во многих государствах мира. Так, в Чехии от полиомиелита, гепатита В и столбняка должны привиться все граждане страны и постоянно проживающие иностранцы. Во Франции уколы от 11 болезней делают всем детям в возрасте до двух лет, обязательной вакцинация является и для граждан Польши. Аналогичное законодательство действует в Германии, Словакии и ряде других стран.

Против такого принуждения выступило несколько граждан Чехии (Павел Вавчичка и другие), дети которых не прошли обязательную вакцинацию и были исключены из детских садов. Часть из них отказались от иммунопрофилактики по религиозным убеждениям, некоторые из опасений побочных эффектов, иные по рекомендации личного педиатра и другим причинам. В поданной в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) жалобе «вакцинодиссиденты» также ссылались на выгоды фармацевтических компаний, массовое дезинформирование населения и даже архаичность понимания вакцинации.

При этом служители Фемиды констатировали, что национальные власти вправе ввести обязательную вакцинацию в целях предупреждения распространения серьезных заболеваний, а прививки являются одним из самых эффективных и экономичных способов защиты здоровья. Важное значение имеет создание высокого уровня коллективного иммунитета. «Отказ от вакцинации влечет негативные последствия не только для самого гражданина, но и других людей. Поэтому возможность посещения дошкольных учреждений детьми, которые не могут быть привиты по медицинским показаниям, зависит от высокого уровня вакцинации среди других детей. Жизнь в качестве члена общества неизбежно влечет обязанность и ответственность, прохождение вакцинации не имеющими противопоказаний является проявлением социальной солидарности и принятием на себя минимальных рисков в целях защиты здоровья других людей», – отмечается в решении Большой палаты Европейского суда. Он подтвердил легитимность спорных требований чешского законодательства, а также применение к отказавшимся от прививок штрафных санкций.

Пряник вкуснее кнута

В свою очередь, председатель Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Хендрик Дамс убежден, что репрессивные инструменты могут оказаться контрпродуктивными при проведении вакцинации населения от COVID-19. «Информирование о необязательности вакцинации – более эффективный и действенный способ преодолеть общественное сопротивление, чем попытки убедить людей сделать прививки против их воли», – заявил Хендрик Дамс на Петербургском международном юридическом форуме.

Неоднозначно к вопросу принудительной вакцинации от новых инфекций относится и Дмитрий Медведев. Бывший премьер-министр России полагает, что эти отношения необходимо урегулировать на международном уровне. «В противном случае юристы неизбежно столкнутся с конфликтами и противоречиями между практиками разных государств, национальных и международных судов. Является ли вакцинация правом или обязанностью человека? На ком лежит риск неблагоприятных последствий отказа от вакцинации или, наоборот, побочных эффектов от ее проведения? Может ли государство искусственно ограничивать доступ к зарубежным вакцинам и лекарствам? Все это очень сложные вопросы, причем сверхактуальные, зачастую вопросы жизни и смерти. И их нужно решать сообща, используя площадки ООН, Всемирной организации здравоохранения, Совета Европы, других авторитетных международных организаций», – констатировал Дмитрий Медведев.

Одним из способов стимулирования граждан может быть международное признание прививочных сертификатов, а также введение единых правил регистрации вакцин и лекарств. Для решения этих вопросов министр юстиции России Константин Чуйченко считает необходимым принять Всеобщую конвенцию по борьбе с глобальными вызовами в сфере здравоохранения. «Только международная солидарность позволит противостоять вызовам пандемии COVID-19. На первом этапе эти вопросы могут быть проработаны министерствами юстиции, иностранных дел и здравоохранения, а также санитарными ведомствами разных стран», – предложил глава юридического ведомства, выступая на пленарном заседании.

Особенности национальных прививок

В нашей стране прививки не являются принудительными – их делают только с добровольного согласия пациента, а уклонение не признается правонарушением. В то же время отказавшийся от прививки сотрудник может быть отстранен от работы, входящей в соответствующую группу риска. 

Утвержденный Правительством России Национальный календарь профилактических прививок предусматривает вакцинацию как детей, так и взрослых. В частности, всем достигшим восемнадцатилетнего возраста предписывается каждые десять лет делать укол (так называемую ревакцинацию) против дифтерии и столбняка. В группу риска для иммунопрофилактики от гриппа включены сотрудники медицинских и образовательных организаций, транспорта и коммунального хозяйства, сферы услуг, социального обслуживания, работающие вахтовым методом, государственные гражданские и муниципальные служащие, призывники, все беременные женщины, граждане старше 60 лет и страдающие рядом хронических заболеваний. Аналогичные требования касаются вакцинации и ревакцинации против кори.

Тогда как вакцинацию против ковида не обязаны проходить даже трудящиеся в школах и больницах. «В настоящее время отсутствуют юридические основания для отстранения от работы сотрудников, в том числе относящихся к группам высокого риска инфицирования, в связи с отказом от вакцинации против новой коронавирусной инфекции», – констатировала Главный государственный санитарный врач России Анна Попова (АПИ подробно писало об этом – Преподавателей защитили от принудительной антиковидной вакцинации).

Вместе с тем практика свидетельствует, что нередко чиновники Роспотребнадзора пытаются возложить на компании не предусмотренную законом обязанность привить всех сотрудников от тех или иных болезней. Такое предписание, в частности, получил екатеринбургский кинотеатр, входящий в сеть АО «Киномакс». Признавая требования санитарного ведомства незаконными, арбитражный суд констатировал, что деятельность в области демонстрации фильмов не входит в утвержденный перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. «Иммунопрофилактика граждан является добровольной, работодатель не наделен полномочиями обязать своих работников сделать профилактические прививки», – заключил Семнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Справка

По данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в России зарегистрировано почти 5 млн инфицированных коронавирусом, 117 тысяч человек умерло. Вакцинацию прошло (сделало по две прививки) пока только около 6,8 процента населения.

Мнения

 

Хендрик Дамс, глава Парламентской ассамблеи Совета Европы

Чтобы преодолеть нерешительность населения в отношении вакцинации, странам нужно повышать гражданскую осведомленность и укреплять доверие людей с помощью предоставления четкой, надежной и прозрачной информации. Государства могут использовать для этого коммуникации. Кроме того, стоит привлекать к взаимодействию организации общественного здравоохранения – чтобы они также объясняли населению преимущества вакцинации. При этом можно использовать опыт обращения детских вакцин, которые получили большее одобрение благодаря врачам, которые и до, и после рождения ребенка много часов объясняли родителям о преимуществах прививок и развеивали необоснованные опасения.

Помимо прочего, правительствам стоит сотрудничать с неправительственными организациями и малыми общественными группами, чтобы мотивировать на вакцинацию представителей местных сообществ. Чтобы преодолеть нерешительность населения в отношении вакцинации, странам нужно повышать гражданскую осведомленность и укреплять доверие людей с помощью предоставления четкой, надежной и прозрачной информации.

Михаил Гальперин, заместитель министра юстиции РФ, Уполномоченный России при Европейском суде по правам человека

Жалобы о группе дел «Вавржичка против Чешской Республики» были переданы в ЕСПЧ достаточно давно. Они касались вакцинации детей от других инфекций, а не коронавируса. Но благодаря, очевидно, пандемии Европейский суд ускорил рассмотрение и вынес соответствующее решение. Шестнадцатью голосами против одного он постановил, что даже обязательная вакцинация полностью соответствует Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Остается лишь догадываться, было ли бы таким же решение Европейского суда по этим делам, если бы не пандемия коронавируса, которая обострила связанные с вакцинацией вопросы. Однако можно быть точно уверенными в одном: общество стоит на пороге больших изменений самой природы прав человека и переосмысления пределов свободы и ответственности.