Рейтинг@Mail.ru
home

14.06.2021

Конституционный суд России: больные заключенные не освобождаются от дисциплинарных санкций

14.06.2021. АПИ — Нахождение осужденного на лечении не препятствует применению к нему взысканий, в том числе выдворению в карцер. К такому выводу пришел Конституционный суд России.

Жалобу в высшую инстанцию подал Алексей Яковлев, отбывающий наказание в исправительной колонии в Свердловской области, госпитализированный в ведомственное лечебное исправительное учреждение № 23. Во время общего обыска пациентов в кармане его брюк обнаружили смартфон, что было квалифицировано как злостное нарушение порядка отбывания наказания. В качестве наказания дисциплинарная копия приняла решение о двухнедельном выдворении Алексея Яковлева в штрафной изолятор, однако в связи с наличием медицинских противопоказаний санкции не были исполнены.

Несмотря на это, осужденный оспорил наложенное взыскание. Но суды признали факт совершения заключенным вменяемого проступка доказанным, а наказание – законным и соразмерным. При этом Свердловский областной суд напомнил, что нахождение осужденных в лечебно-исправительном учреждении не изменяет условий отбывания наказаний. Таким образом, с учетом состояния здоровья и необходимости получения лечения такие лица могут выдворяться в карцер. Эти выводы подтвердила и кассационная коллегия.

Безуспешной оказалась попытка Алексея Яковлева оспорить и утвержденные Министерством юстиции РФ Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, допускающие применение дисциплинарных санкций к находящимся на лечении осужденным. Суд констатировал, что на такую категорию осужденных Правила распространяются так же, как и на содержащихся в лечебно-профилактических учреждениях. «Следовательно, оспариваемый пункт в системе действующего правового регулирования не противоречит требованиям закона», – отмечается в решении Верховного суда России.

Служители конституционной Фемиды не усмотрели нарушений и основного закона страны. Высшая инстанция пришла к выводу, что помещение осужденных в лечебное исправительное учреждение не меняет ни их правового статуса, ни установленного приговором режима отбывания наказания. Поэтому к находящимся на лечении могут применяться соответствующие дисциплинарные санкции. «Иное вело бы к невозможности обеспечить режим отбывания наказания, использовать иные средства исправления осужденных, стимулировать, соединив наказание с исправительным воздействием, их правопослушное поведение, а также к нарушению конституционного принципа равенства перед законом и судом в отношении одной категории лиц», – констатировал Конституционный суд России.

Вместе с тем выдворение осужденного в штрафной изолятор допускается только после проведения медицинского осмотра и вынесения заключения о возможности его нахождения в карцере. В частности, такие санкции не могут применяться к нуждающемуся в оказании медицинской помощи в стационарных условиях. Но это не препятствует признанию осужденного злостным нарушителем. «Такое признание не аннулирует вынесенного взыскания в виде водворения в штрафной изолятор, куда осужденный не был помещен ввиду медицинских противопоказаний, а также влечет за собой возможность перевода в более строгие условия отбывания наказания», – заключила высшая инстанция, отклоняя жалобу Алексея Яковлева.

Практика свидетельствует, что, рассматривая обращения заключенных, суды проверяют соблюдение администрацией исправительных учреждений медицинских ограничений. Например, служители Фемиды признали незаконным отказ выдать теплое белье выдворяемому в карцер осужденному, страдающему бронхиальной астмой. Хотя формально действия «вертухаев» соответствовали Правилам внутреннего распорядка суд указал, что такие нормы «не могут быть направлены на ограничение права гражданина на охрану его здоровья и не освобождают администрацию исправительного учреждения от обязанности создания отбывающим наказание условий, обеспечивающих охрану их здоровья, с учетом рекомендаций соответствующих медицинских работников» (АПИ подробно писало об этом деле – Больные заключенные вправе находиться в карцере в теплом белье).

Справка

По данным Федеральной службы исполнения наказаний, в ее структуру входит 142 больницы (в том числе 61 туберкулезная и пять психиатрических), 623 медицинских части, 152 фельдшерских и 67 врачебных здравпунктов, 55 центров медицинской и социальной реабилитации и 74 центра санитарно-эпидемиологического надзора.

В результате проведенной в I квартале этого года обыскной и досмотровой работы в учреждениях уголовно-исправительной системы изъято более 6,2 тысячи средств мобильной связи.