Рейтинг@Mail.ru
home

06.07.2021

Распорядок в СИЗО не должен нарушать права осужденных мусульман на вечерний намаз

06.07.2021. АПИ — Ограничение права заключенного на молитву оценили в 20 тысяч рублей. Такое решение принял Седьмой кассационный суд.

Иск предъявил Мансур Ражаев, осужденный к пожизненному лишению свободы за участие в бандформированиях и казни российских военнослужащих в ходе так называемой второй чеченской кампании. Во время пребывания его в следственном изоляторе Екатеринбурга – в священный для мусульман месяц «рамадан», около 23 часов осужденный в камере принимал пищу. Но сотрудник СИЗО потребовал лечь спать, пригрозив применением силы и привлечением к дисциплинарной ответственности за нарушение установленного распорядка дня. По мнению заключенного, такие действия лишили его возможности совершать молитвы (намазы) и соблюдать пост (ураз). В качестве компенсации причиненного морального вреда истец потребовал взыскать полмиллиона рублей.

В свою очередь, представители СИЗО утверждали, что согласно действующему Уголовно-исполнительному кодексу РФ, отправление религиозных обрядов не должно нарушать права других подозреваемых и обвиняемых и Правила внутреннего распорядка, которые предусматривают в том числе непрерывный восьмичасовой сон находящихся под стражей. Но служители Фемиды напомнили о гарантированной осужденным свободе вероисповедания. «Принимая во внимание степень вины причинителя вреда, обстоятельства рассматриваемого дела и наступившие последствия, степень нравственных страданий истца, длительность нарушения его права, суд взыскивает компенсацию морального вреда в размере 20 тысяч рублей», – заключил районный суд.

С таким решением не согласились ни истец, ни ответчик. Ссылаясь на практику выплаты многотысячных компенсаций в евро Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ), Мансур Ражаев требовал увеличить взыскиваемую сумму. Тогда как следственный изолятор настаивал на отсутствии доказательств факта нарушения ответчиком личных неимущественных прав осужденного. Свердловский областной суд пришел к выводу, что решения Европейского суда не носят преюдициального (предопределяющего) или прецедентного значения и не являются обязательными при разрешении внешне тождественных споров. «Из обстоятельств дела следует, что факт незаконных действий сотрудников учреждения имел место быть. Следовательно, суд сделал правильный вывод о нарушении его неимущественных прав, предусмотренных Конституцией России», – отмечается в определении апелляционной коллегии.

Эти выводы поддержал и кассационный суд. «Незаконные действия сотрудников учреждения в отношении Ражаева М.В. повлекли нарушение прав истца, гарантированных законом (в том числе права на свободу вероисповедания), что является основанием для удовлетворения требований о компенсации морального вреда», – констатировали служители Фемиды, отклоняя жалобу СИЗО.

Отметим, что в мае минувшего года ЕСПЧ признал недопустимым ограничение права находящихся в российских исправительных колониях мусульман на ночную молитву. Жалобу в Страсбург подал Антон Коростелев, который, находясь в одиночной камере, в час ночи совершал акт поклонения («Салах»). Европейский суд не усмотрел в таких действиях каких-либо рисков для тюремного порядка или безопасности. Причиненный осужденному моральный вред оценили в 2,6 тысячи евро (АПИ подробно писало об этом решении – ЕСПЧ разрешил заключенным молиться по ночам).

Справка

По данным Федеральной службы исполнения наказаний, в учреждениях уголовно-исправительной системы функционирует 1480 объектов для проведения религиозных обрядов и церемоний, в том числе 1033 для православных (отдельно стоящие и домовые храмы, часовни, молитвенные комнаты), 387 – для мусульман (мечети, молитвенные комнаты), 25 – для буддистов (дуганы, хурулы, дацаны, молитвенные комнаты), 4 – для католиков (костелы, кирхи, молитвенные комнаты), 14 – для иудеев инагоги, молитвенные комнаты), а также 17 для представителей иных религиозных течений.