Рейтинг@Mail.ru
home

07.07.2021

Коррумпированного чиновника лишили нажитого преступным трудом бизнеса

07.07.2021. АПИ — Многомиллиардные активы, скрытые осужденным за коррупцию чиновником в подконтрольных компаниях, обратили в государственную собственность. Окончательное решение по такому делу принял Первый кассационный суд.

В получении крупной взятки (более 116 млн рублей) и превышении должностных полномочий обвинили бывшего главу администрации Клинского района Подмосковья Александра Постриганя. В декабре минувшего года он был признан виновным и осужден к 15 годам лишения свободы в колонии строгого режима. Московский областной суд признал такой приговор законным и обоснованным.

Не дожидаясь завершения уголовного дела, прокуратура предъявила обвиняемому сразу несколько исков об обращении его собственности в доход федеральной казны. Соответчиками выступили несколько компаний – ООО «Энергоцентр», ООО «Клинтеплогенерация», ООО «Распределенная генерация», ООО «Распределенная генерация и Комплектация». Их активы, по мнению надзорных органов, были приобретены преступной деятельностью Александра Постриганя.

Суд установил, что до муниципальной службы будущий чиновник и члены его семьи высокооплачиваемой работы, накоплений и дорогостоящего имущества не имели. В 1965 году Александр Постригань начал трудовую карьеру подсобным рабочим строительной бригады, потом занимал должности инженера и начальника котельного цеха. С 1981 по 1984 годы находился в командировке в Монгольской Народной Республике, потом работал главным инженером и начальником производственного отдела проектно-строительного объединения. В феврале 1992 года назначен заместителем главы администрации Клинского района.

Прокуратура доказала, что четыре компании фактически контролировались коррумпированным чиновником. Номинальными директорами и учредителями этих организаций выступали доверенные ему лица, но именно Постригань осуществлял фактическое управление коммерческой деятельностью и распределение прибыли. «В период нахождения Постриганя А.Н. на муниципальной службе заработная плата не являлась единственным источником его дохода. Вопреки законным интересам общества и государства он использовал свое служебное положение и принимал меры по обогащению себя и близких ему лиц, в том числе за счет имущества, которое ранее находилось в муниципальной собственности», – заключил суд, удовлетворяя требования прокуратуры.

В апелляционной жалобе ответчик отрицал аффилированность компаний. Кроме того, по его мнению, к таким организациям не могут применяться установленные актикоррупционным законодательством меры юридической ответственности. Отклоняя эти доводы, Московский областной суд пришел к выводу, что федеральный закон «О противодействии коррупции» распространяется не только на чиновников, но и на любых физических и юридических лиц, которые могут получать выгоду от совершения должностным лицом соответствующих правонарушений. «Круг физических и юридических лиц, который может быть привлечен к ответственности за совершение коррупции, не определяется каким-либо перечнем, а напрямую зависит от факта совершения или участия в совершении коррупционного правонарушения», – констатировала апелляционная коллегия.

Кассационная инстанция также напомнила о возможности изъятия в государственную собственность имущества чиновника, который не доказал легальность его приобретения. «Такое имущество, по существу, призвано выступать в качестве неблагоприятного последствия получения государственным (муниципальным) служащим доходов от коррупционной деятельности. Сопоставление доходов с расходами позволяет выявить несоответствие законных доходов произведенным расходам и дает основания для применения процедуры изъятия имущества, приобретенного на доходы, законность которых не подтверждена», – отмечается в определении кассационного суда.

По информации Генеральной прокуратуры РФ, по делу Александра Постриганя в пользу государства обращено 1365 расположенных на территории Клинского района земельных участков, а также здание кинотеатра, общественной бани, поликлиники, торгового центра, помещения котельных и другие недвижимые объекты. Все они, по утверждению надзорного органа, были незаконно приватизированы членами семьи чиновника. Общая стоимость изъятой у Постриганя собственности оценивается в 9 млрд рублей, тогда как ущерб, причиненный государству совершенными им преступлениями, – в 17 млн.

Отметим, что еще в 2019 году Конституционный суд России подтвердил легитимность «раскулачивания» чиновников. Кроме того, возможность привлечения к ответственности публичных лиц, «значительное увеличение активов которых над законными доходами не может быть разумным образом обосновано», предусмотрено Конвенцией ООН против коррупции (АПИ неоднократно писало о таких спорах – У чиновников отнимут нелегальные доходы, Антикоррупционное раскулачивание, Презумпция взятки, Чиновников лишили презумпции невиновности).