Рейтинг@Mail.ru
home

07.07.2021

Российские суды вправе рассматривать споры о зарубежной интернет-рекламе

07.07.2021. АПИ — Споры о русскоязычной рекламе в сети Интернет, распространяемой иностранными компаниями, подведомственны отечественной Фемиде. К такому выводу пришел Верховный суд России.

Иск о защите прав потребителей против зарегистрированного в Белоруссии частного медицинского предприятия «Зубная симфония» подала мурманчанка Елена Киприянова. Доверившись размещенной на сайте компании рекламе об оказании стоматологических услуг россиянами, она заключила с клиникой договор, который теперь просила расторгнуть и взыскать внесенную в качестве аванса сумму. Иск был подан по месту жительства потребителя – в Ленинский районный суд Мурманска.

Но служители Фемиды отказались рассматривать дело, так как ответчик являлся иностранным юридическим лицом и не имел в России ни представительств, ни имущества. Подтверждая эти выводы, Мурманский областной суд также констатировал, что используемый клиникой домен «.by» не является национальным доменом России. «Международным договором, участниками которого являются Российская Федерация и Республика Беларусь, установлены общие правила о компетенции судов», – заключила апелляционная инстанция. Не усмотрел основания для рассмотрения спора в нашей стране и кассационный суд.

В свою очередь, высшая инстанция напомнила, что действующий Гражданский процессуальный кодекс РФ допускает рассмотрение российскими судами дел с участием иностранных лиц, которые распространяют направленную на привлечение внимания российских потребителей рекламу в сети Интернет. Признаками такой рекламы может быть использование русского языка, указание цен в российских рублях, контактных телефонов с отечественными кодами и даже повышение цитируемости (SEO) в российском сегмент Интернета. В рассмотренном деле присутствовали эти признаки. «Из контента официального сайта ЧМУП «Зубная симфония» следует, что на нем размещена информация о предоставлении ответчиком как медицинским учреждением стоматологических услуг иностранным гражданам, в том числе гражданам России. Указанная информация размещена на русском языке и приводятся цены на услуги в российских рублях», – констатировал Верховный суд России, отменяя принятые решения и возвращая дело на рассмотрение в районный суд. Также высшая инстанция включила выводы по этому делу в обзор судебной практики, де-факто обязательный для всех служителей Фемиды.

Напомним, что подписанный 1 июля федеральный закон о так называемом «приземлении» предписывает владельцам ориентированных на Россию крупных интернет-ресурсов открыть в нашей стране представительства, филиалы или дочерние компании. Эти требования распространяются на сайты, которые ежедневно посещает не менее полумиллиона россиян, информация и реклама на которых представлены на русском языке, собираются данные российских граждан или владелец получает средства от российских юридических или физических лиц. Авторы нового закона не отрицают, что намерены подчинить отечественному законодательству и суду деятельность таких корпораций, как Google, Facebook и другие (АПИ подробно писало об этом – Приземленный Интернет).