Рейтинг@Mail.ru
home

19.07.2021

Особенности оффшорной политики

Зарегистрированные в особых экономических зонах компании-резиденты имеют специальный правовой статус, льготный режим налогообложения и иные преференции. Вот только получить такие привилегии может далеко не любой бизнес.

19.07.2021. АПИ — Особые экономические зоны (ОЭЗ) создаются отдельными постановлениями Правительства России. Они могут быть промышленно-производственными, инновационными (технико-внедренческими), туристско-рекреационными и портовыми. Кроме того, на Октябрьском острове в Калининграде и острове Русский около Владивостока созданы специальные административные районы, в Крыму – свободная экономическая зона, а в Подмосковье – инновационный центр «Сколково».

Весь бизнес в гости будет к нам

Так называемые внутренние оффшоры активно развивались в 90-х годах прошлого века. Получив свободу в установлении региональных и части федеральных налогов, многие субъекты Федерации стали использовать льготы для переманивания в том числе крупных налогоплательщиков. Один из первых таких оазисов появился в Калмыкии. Благоприятные условия – обнуление ставок по большинству налогов – для фактически иногородних инвесторов были созданы в Мордовии, Эвенкийском автономном округе, территории ряда закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) и иных регионах.

В то же время многие эксперты считали использование российских оффшоров «грубой формой»: «Если компания зарегистрирована, например, в Республике Калмыкия, а директор, офис и банковский счет находятся в Москве, суд решит, что местом расположения организации является Москва, а не Республика Калмыкия. Схема будет разрушена, и компания будет вынуждена платить налоги в Москве», – заключили специалисты юридической фирмы «Пепеляев, Гольцблат и партнеры».

Внутренними «оффшорами» активно пользовалось, в частности, ОАО «Нефтяная компания «ЮКОС». И уже в 2002 году арбитражный суд признал такую практику недобросовестной. Ведь целью введения льгот было привлечение инвесторов и пополнение местной казны, тогда как отчисления дочерней структуры «ЮКОСа» в бюджеты Калмыкии составили всего 0,4 процента от сэкономленного налога. «Зная о явной несоразмерности сумм произведенных вложений и применяемой льготы, истец злоупотребил своим правом, то есть действовал недобросовестно», – констатировал арбитраж. Выводы российских служителей Фемиды поддержал и Европейский суд по правам человека. «В зонах льготного налогообложения страны были зарегистрированы фиктивные компании, что позволяло компании-заявителю [ЮКОСу] уплачивать значительно меньшие налоги в отношении этих прибылей. Впоследствии фиктивные компании передавали в одностороннем порядке накопленную прибыль компании-заявителю в качестве дарения», – констатировали в Страсбурге, отклоняя жалобу попавшего в опалу нефтяного концерна.

Налоговый рай XXI века

Принятый в 2005 году федеральный закон «Об особых экономических зонах» не предусматривает предоставления резидентам каких-либо налоговых льгот. Но на практике они являются как минимум одним из главных стимулов развития. Например, Федеральная особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Липецк» обещает инвесторам полное освобождение от земельного и транспортного налога, налога на имущество и многократно сниженную ставку налога на прибыль. «Снижение издержек благодаря особому режиму предпринимательской деятельности достигает 20-30 процентов!» – торжествуют в управляющей компании.

Десятилетние налоговые каникулы обещают резидентам ОЭЗ «Алабуга» в Татарстане. Импортеры оборудования освобождаются также от ввозного НДС и импортных пошлин. Аналогичный льготный режим действует в ОЭЗ «Санкт-Петербург», находящейся почти в центре столицы зоны «Технополис Москва» и многих других.

В отличие от внутренних оффшоров прошлого века, все льготы закреплены в действующем Налоговом кодексе РФ. Он, в частности, предусматривает возможность снижения ставки налога на прибыль для резидентов ОЭЗ, десятилетнее освобождение от налога используемого на территории зоны имущества компаний-резидентов и пятилетнее – от земельного налога.

Резиденты большинства ОЭЗ делятся на две категории: «Гринфилд» (Greenfield investment), то есть создающие новое производство, и «Браунфилд» (Brownfield investment) – развивающие уже существующие предприятия. Во втором случае для получения льгот компания должна перенести производство или реализацию иного проекта на территорию зоны.

Много званных, но мало избранных

Вместе с тем сам факт регистрации юридического лица по адресу, находящемуся в границах особой экономической зоны (а ее площадь может достигать 40 кв. километров), не означает получения статуса резидента и соответствующих преференций. В первую очередь необходимо заключить договор с уполномоченной коммерческой структурой – управляющей компанией ОЭЗ. Чаще всего это акционерное общество, учрежденное властями субъекта Федерации.

Также надо выполнить ряд экономических условий. Например, участники ОЭЗ «Узловая» в Тульской области или «Тольятти» должны инвестировать в собственное производство не менее 120 млн рублей. Создающие новое производство в «Технополис Москва» – 250 млн в расчете на занимаемый производством гектар. Также требуется получать выручку не менее 300 млн рублей в год (в расчете опять же на гектар) и выплачивать заработную плату в размере 72,3 тысячи рублей (это соответствует среднему уровню в столице). Отдельно оплачиваются аренда земли, коммунальные и иные услуги. Кроме того, готовой инвестировать даже миллиарды компании необходимо представить и защитить на специальной комиссии (экспертном совете) свой бизнес-план. Окончательное решение о присвоение почетного статуса принимается Министерством экономического развития РФ.

В некоторых ОЭЗ (например – «Калуга») налоговые льготы дифференцированы в зависимости от объема инвестиций и соблюдения иных экономических показателей. Тогда как большинство туристско-рекреационных зон не предъявляют конкретных требований к размеру вложений – для получения статуса необходимо арендовать участок для строительства соответствующего объекта и соблюдать сроки реализации инвестиционного проекта. Многие управляющие компании не публикуют исчерпывающие условия для потенциальных резидентов. 

Договор дороже денег

Нарушившие условия соглашения инвесторы могут потерять статус резидента и все льготы. Такое решение, например, было принято в отношении ООО «Илим Байкал», девять лет проработавшего в туристско-рекреационной зоне «Ворота Байкала». В течение первого года работы компания обязалась вложить 130,5 млн рублей, однако даже за шесть лет инвестор не приступил к строительству центра активного отдыха. Отрицая вменяемые нарушения, компания указывала на невозможность подключения необходимой инфраструктуры. В частности, в присоединении электроэнергии было отказано, так как соответствующие объекты электросетевого хозяйства самой ОЭЗ все еще находятся в стадии проектирования. Предложение резидента о перезаключении договора было отклонено. Поэтому арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что установленный результат не был достигнут по вине чиновников, а ООО «Илим Байкал» не осуществило запланированную деятельность по не зависящим него обстоятельствам. Однако кассационный суд признал резидента нарушителем, расторгнул договор и взыскал штраф в размере 2,5 млн рублей.

Аналогичное решение было принято и в отношении ООО «Научно-производственное предприятие «Новтех-СПб». В 2012 году оно подписало соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности в созданной на территории Санкт-Петербурга особой экономической зоне, предусматривающее капитальные вложения в размере 319 млн рублей, создание научно-технического центра общей площадью не менее 2,7 тысячи кв. метров, а также разработку и серийное производство комплектных электроприводов и оборудования для электротехнологий на базе индукционного нагрева. Но проведенная на седьмой год реализации проекта проверка выявила существенное отставание от бизнес-плана (объем инвестиций составил всего 41 млн рублей). Рассмотрев иск Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга, суд расторгнул договор и взыскал с экс-резидента штраф в размере 5 млн рублей.

Справка

По данным Министерства экономического развития РФ, в 31 субъекте Федерации функционирует 38 особых экономических зон – 19 промышленно-производственных, 7 технико-внедренческих, 10 туристско-рекреационных и 2 портовые. В них зарегистрировано 856 резидентов, в том числе 149 компаний с участием иностранного капитала из 41 страны. Общий объем инвестиций превышает 497 млрд рублей, резидентами ОЭЗ создано более 42 тысяч новых рабочих мест.

Мнения

 

Альберт Гайфуллин, генеральный директор «ФармМедПолис РТ», резидент ОЭЗ «Иннополис», Казань

Практика создания особых экономических условий для инвестиций была придумана не в России и задолго до принятия специального федерального закона. Цель таких зон – дать импульс для развития путем привлечения новых технологий. 

Конечно, резиденту не стоит судить о справедливости таких льгот, но отмечу, что помимо льгот и преференций работа в зоне накладывает также ряд серьезных обязательств, что способствует балансу рыночных интересов. Не каждый инвестиционный проект получает статус резидента по причине отсутствия или малозначительности от таких действий. Поэтому в данном случае также регулирует здравый смысл и экономика конкретного проекта.

Привлекательность особой экономической зоны для предпринимателя состоит не только в возможности получения налоговых преференций и таможенных льгот, но и в современной готовой инфраструктуре для размещения проектов по локализации производства или расширения действующего бизнеса.

Олег Фомин, генеральный директор проекта «Доброград» (ОЭЗ «Доброград-1»)

Налоговые льготы – исторически сложившаяся и неотъемлемая часть института особых экономических зон. Практика реализации проектов показывает, что использование всех предоставляемых преференций позволяет инвестору сократить до 35% затрат на старте проекта и вдвое уменьшить срок его реализации. Если инвестиционный проект соответствует направлению деятельности ОЭЗ, критериям, установленным законодательством, и важен для развития региона – много льгот не бывает.

Развитие производства, привлечение российских и зарубежных инвестиций, экспортное ориентирование, импортозамещение, повышение инвестиционной привлекательности региона – главные цели деятельности ОЭЗ. Они не могут быть выполнены без предоставления дополнительной поддержки бизнесу. Для качественной работы предприятий и достижения заявленных целей резидентам важны не только налоговые, но и инфраструктурные, а также административные преференции.

Андрей Антипов, генеральный директор ОЭЗ «Титановая долина»

Налоговые и таможенные льготы – это меры стимулирования развития экономики и промышленного производства на тех территориях, где существуют ОЭЗ. Предоставление экономических преференций – эффективный инструмент привлечения производственных компаний. В целом ведение производственной деятельности в ОЭЗ помогает резидентам существенно увеличить маржинальность бизнеса. 

Условия для всех резидентов ОЭЗ одинаковые. Это требования к финансированию проекта, регистрации юридического лица на территории зоны и отраслевая принадлежность проекта.