22.07.2021
22.07.2021. АПИ — Регулирующий просветительскую деятельность федеральный закон фактически не работает. Разъяснить порядок ее осуществления не смогли даже в Министерстве просвещения РФ.
Принятые в начале апреля и вступившие в силу с 1 июня поправки предусматривают государственное регулирование просветительской деятельности, которой признается распространение любых навыков, знаний и опыта. При этом требования к осуществляющим ее организациям и гражданам делегировалось установить Правительству России.
Однако такой подзаконный акт до сих пор не принят. При этом чиновники профильного ведомства не смогли разъяснить, кто и как вправе осуществлять просветительскую деятельность в настоящее время. «Без принятия проекта постановления и без практики применения федерального закона давать разъяснения представляется преждевременным», – заявила журналисту АПИ заместитель директора Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Ольга Колударова. На Петербургском международном экономическом форуме отказался отвечать на этот вопрос и министр просвещения РФ Сергей Кравцов.
Напомним, что подготовленный ведомством проект ограничивал организацию проведения семинаров, лекций, публичных выступлений и даже распространение материалов в Интернете и в печатном виде. В частности, такой деятельностью запрещалось заниматься включенным в реестр так называемых иностранных агентов некоммерческим организациям и любым имеющим даже копеечную налоговую задолженность компаниям. Также требовалось заключить некий договор об оказании услуг. «В связи с тем, что в ходе общественного обсуждения на Проект постановления поступило много отзывов, предложений и замечаний, принято решение о его существенной доработке», – констатировала Ольга Колударова (АПИ подробно писало об этом – Должникам и инагентам запретят заниматься просвещением, Регламент осуществления просветительской деятельности обещали доработать).
Роман Бевзенко, партнер юридической компании «Пепеляев Групп»
Убежден, что регулирующий просветительскую деятельность закон был принят вовсе не для того, чтобы регулировать просветительскую деятельность вообще. Не думаю, что государству интересно, например, регулировать рассказы о народных промыслах, генезисе русских сказок или образе судьбы в мифах древних славян. У закона совершенно конкретная цель: сделать юридически невозможными совершенно конкретные случаи просветительской деятельности – распространение знаний и информации, которая не нравится обладающим в настоящее время политической властью в России. И которая осуществляется теми, кто вызывает у указанных лиц неприязнь.
И под эту задачу были подведены абстрактные правовые нормы. Это, конечно, всё равно, что стрелять из пушек по воробьям. Мне как юристу очень неприятно, что закон, являющий главным инструментом права, используется для борьбы с альтернативными точками зрения на историю, политику и так далее.