Рейтинг@Mail.ru
home

09.08.2021

Подписная национализация

Компании и индивидуальные предприниматели должны получать электронную подпись исключительно в государственных удостоверяющих центрах. Формально она будет бесплатной, но избежать расходов чаще всего не удастся. Равно как и многих временных и материальных обременений.

09.08.2021. АПИ — Федеральная налоговая служба уже начала выдавать сертификаты усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) компаниям и индивидуальным предпринимателям. Кредитные организации и другие участники финансового рынка должны обращаться в Банк России, государственные учреждения и чиновники – в Федеральное казначейство.

Коммерческая вольница

Действующий Налоговый кодекс РФ обязывает организации, в которых работает хотя бы 10 человек, предоставлять отдельные формы отчетности исключительно в электронном виде. Вне зависимости от количества сотрудников все юридические лица с этого года должны перевести в электронную форму бухгалтерскую отчетность (ранее действующая льгота для малого бизнеса утратила силу). Цифровые документы требуется отправлять в Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования, статистическое ведомство и так далее. В итоге де-факто без получения УКЭП сегодня не может работать ни одно юридическое лицо.

Ужесточение требований к электронной подписи связано с многочисленными фактами мошенничества. В частности, для получения сертификата от имени юридического лица достаточно было предъявить простую, порой рукописную доверенность, возможностей проверить ее подлинность у коммерческих удостоверяющих центров не было. В результате УКЭП добросовестных компаний оказывались в руках аферистов, которые могли от их имени совершать многочисленные сделки. Тогда как законопослушному руководителю компании по существу приходилось доказывать свою непричастность к совершенным преступлениям.

Кроме того, выданные коммерческими аккредитованными удостоверяющими центрами сертификаты имели специальные идентификаторы и могли использоваться только в информационных системах отдельных ведомств или иных организаций. Например, желающим заключать государственные контракты приходилось приобретать отдельные ключи для работы с разными электронными площадками. Свои требования для доступа к Единому государственному реестру недвижимости устанавливал Росреестр, участники алкогольного рынка вынуждены были получать подпись для работы с системой «Росалкогольрегулирование» и так далее.

Око государево

С 1 июля руководители юридических лиц и индивидуальные предприниматели могут оформить сертификат УКЭП в налоговой инспекции только при условии личной явки – никакие доверенности, даже удостоверенные нотариально, приниматься не будут. Полномочия обратившегося сотрудники фискального ведомства проверят по Единому государственному реестру юридических лиц (ЕГРЮЛ) или индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) соответственно. Подпись выпускается бесплатно на 15 месяцев. Продлевать срок ее действия можно будет уже дистанционно.

В аналогичном порядке получают сертификаты банки, операторы платежных систем, страховщики, профессиональные участники рынка ценных бумаг, микрофинансовые организации и кредитные кооперативы, негосударственные пенсионные фонды, депозитарии, бюро кредитных историй, кредитные рейтинговые агентства и другие участники финансового рынка. Им предписывается обращаться в Удостоверяющий центр Банка России. Должностные лица государственных и муниципальных органов власти, а также подведомственных им организаций (включая многочисленные больницы, школы, детские сады и другие), будут пользоваться УКЭП от Федерального казначейства.

У негосударственных удостоверяющих центров останется право выпускать сертификаты электронных подписей для частных лиц и представителей компаний. Причем последние должны будут предъявить машиночитаемую доверенность, удостоверенную выданной соответствующим государственным органом УКЭП.

Одновременно внесенные в федеральный закон поправки ужесточают требования к коммерческим удостоверяющим центрам. Для аккредитации в таком статусе компания должна иметь собственный капитал минимум в полмилларда рублей, финансовое обеспечение ответственности за возможные убытки (от 600 миллионов), лицензию Федеральной службы безопасности на использование шифровальных (криптографических) средств и так далее. Специальные требования предъявляются к квалификации уполномоченных сотрудников удостоверяющих центров, деловой репутации их руководителей и учредителей, и так далее.

Многие эксперты критически оценивают проведенную реформу. Так, в Комитете Госдумы по финансовому рынку признали рост количества совершаемых с использованием электронной подписи противоправных действий. «Причиной указанных недостатков является не сам факт выдачи подписи различными удостоверяющими центрами, а отсутствие единых, обязательных для всех участников стандартов, определяющих содержание сертификатов УКЭП. А также отсутствие должного контроля за деятельностью удостоверяющих центров», – заключил председатель Комитета Анатолий Аксаков.

Бесплатный сыр

Услугу по оформлению сертификата налоговая инспекция оказывает безвозмездно, к идее введения государственной пошлины руководство фискального ведомства относится критически. Однако бизнесменам нужно принести с собой защищенный носитель – USB-токен, имеющий сертификат Федеральной службы безопасности (ФСБ) или Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК). Приобрести такое устройство можно в розничной сети примерно за тысячу рублей.

Кроме того, для использования выданной налоговиками УКЭП необходимо установить на компьютер специальную программу – так называемый криптопровайдер. Годовая лицензия на одно из самых популярных приложений – СКЗИ «КриптоПро CSP», обойдется в 1,5 тысячи рублей, бессрочная – 2,7 тысячи.

Отдельно придется оплачивать техническую поддержку, которая скорее всего потребуется большинству бизнесменов. Например, для бесплатной отправки отчетности в саму налоговую службу, Пенсионный фонд России и Фонд социального страхования нужно создать личный кабинет на сайтах этих ведомств, каждый из которых устанавливает свои требования. Например, войти на сайт nalog.ru имеющие УКЭП руководители компаний могут только через браузеры Internet Explorer (версии 11 и выше), «Яндекс» или «Спутник». По разным оценкам, их использует только около 15 процентов российских пользователей Интернета.

По мнению экспертов, бесплатное получение подписи не позволит компаниям и частным бизнесменам отказаться от платных услуг по сдаче электронной отчетности. Так, по мнению руководителя практики сопровождения бизнеса компании Fincom group Павла Микшта, удобство прямых сервисов приема отчетности ведомств оставляет желает лучшего. «Преимуществом аккредитованных удостоверяющих центров и их программных решений является общий личный кабинет и архив сданных отчетов, а также встроенных сервисов по проверки правильности заполнения форм, сопоставления форм между собой или даже с выписками из банковского счета, сервиса проверки контрагентов. Также коммерческие сервисы оказывают полный цикл консультаций и поддержки пользователей», – констатирует Павел Микшта.

На сегодняшний день комплексное обслуживание, включающее получение УКЭП на руководителя, установку криптопровайдера и все сервисы, стоит примерно 5 тысяч рублей в год для юридических лиц и от 2 тысяч – для индивидуальных предпринимателей. С 2022 года к этой сумме, скорее всего, придется добавить фактические расходы на получение бесплатной подписи – покупку носителя, время поездки руководителя в инспекцию и другие.

Широка страна моя родная

Согласно утвержденному Федеральной налоговой службой регламенту, сертификат УКЭП должен оформляться всего за 15 минут. Бизнесмены могут обратиться в любую из 730 уполномоченных инспекций (в том числе 30 резервных). Так, в Москве подписи выдаются в Едином центре регистрации (межрайонной инспекции № 46), региональном и окружном управлениях, а также специализированных инспекциях по крупнейшим налогоплательщикам. В одном из самых больших по территории регионов – Красноярском крае, открыто 16 точек (из них только семь в краевом центре). Получить сертификат можно будет в Урюпинске, на Байконуре, во многих закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО, в том числе в Плесецке, Сарове, Заречном, Железногорске и других).

Скептики считают количество точек выдачи недостаточным. По логике в течение ближайших примерно четырех месяцев в налоговый орган должны обратиться руководители 3,1 млн юридических лиц и 3,4 млн индивидуальных предпринимателей. Даже если инспекторы будут укладываться в 15-минутный регламент, обслуживание всего бизнеса займет более 1,6 млн человеко-часов. Чтобы справиться с таким потоком, фискальному ведомству придется нанять не менее 1,9 тысячи человек. Тогда как, по утверждению авторов реформы, ее реализация «не потребует дополнительных расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета».

Альтернативный вариант – обратиться к так называемым доверенным лицам. От имени налоговиков УКЭП в настоящее время уполномочены выдавать АО «Аналитический центр» и ПАО «Сбербанк России» (в лице входящего в экосистему ООО «КОРУС Консалтинг СНГ» – «СберКорус»). Последний, по данным «мытарей», открыл около восьмисот точек оформления сертификатов. «Сейчас клиенты «Сбера» могут получить электронную подпись от Федеральной налоговой службы в привычном для них интерфейсе сервиса «Электронный документооборот» интернет-банка «СберБизнес». Как в дистанционном формате, так и при посещении отделения банка. В конце третьего квартала услуга станет доступна и для неклиентов «Сбера», – заявил заместитель председателя правления ПАО «Сбербанк России» Анатолий Попов. Финансовые и иные условия получения такой услуги пока не оглашаются.

Справка

В реестр Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ внесено 514 аккредитованных удостоверяющих центров, полномочия 447 из них приостановлены или прекращены.

По данным Федеральной службы государственной статистики, в России зарегистрировано почти 3,5 млн юридических лиц. Из них 273 тысячи находятся в государственной собственности, 58 тысяч – осуществляют финансовую деятельность.

Мнения

 

Александр Соловьев, начальник Управления информационной безопасности Федеральной налоговой службы

Отчуждаемость закрытого ключа, который является идентификатором живой подписи человека, привела к тому, что он имел возможность распространяться в различных благополучных и неблагополучных ситуациях. Это приводило к дискриминации всей системы электронного документооборота.

Новый процесс выдачи сертификатов занимает минимальное время и однозначно легитимный. С этой точки зрения мы создаем удобное и комфортное пространство для получения сертификатов. Федеральный закон предусматривает возможность расширения точек их выдачи через уполномоченных доверенных лиц Федеральной налоговой службы. Выданный ими сертификат является таким же идентичным, как и полученный непосредственно в налоговой инспекции.

В рамках закона генеральный директор или иное лицо, работающее от юридического лица без доверенности, полномочия которого закреплены в ЕГРЮЛ, должен явиться сам. Мы его должны идентифицировать. Это совершенно не инновационное решение, но явиться нужно только один раз. В дальнейшем перевыпуск сертификата однозначно будет удаленным.

Иностранные руководители компаний, будь то граждане Белоруссии, Соединенных Штатов Америки или любого иного государства, получают сертификат так же, как россияне.

Федеральный закон предусматривает идентификацию руководителя по его биометрическим персональным данным без личного присутствия. Но мы должны отформатировать этот процесс, уже в следующем году соответствующий ресурс у нас будет выстроен и реализован.

Сергей Казаков, руководитель Удостоверяющего центра «Контура», Екатеринбург

Налоговая служба выдает руководителям компаний и индивидуальным предпринимателям только сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи. Все остальное – защищенный носитель (USB-токен), сертификат его соответствия от ФСБ или ФСТЭК, а также лицензию на программу криптозащиты «КриптоПро», бизнесмены должны приобретать самостоятельно у производителей или в коммерческом удостоверяющем центре.

Ближе к конца этого года должны появиться доверенные лица Федеральной налоговой службы, которые будут не только выдавать сертификат электронной подписи, но и оказывать дополнительные услуги – предлагать носитель и лицензию «КриптоПро», расширенную техническую поддержку и так далее.

Кроме того, в выпущенную налоговиками электронную подпись не встроены расширения — идентификаторы, которые нужны для работы на определенных площадках. Например, без них невозможно будет получить доступ к соответствующим услугам Росреестра. Хотя по закону такие площадки должны отказаться от расширений.

Максим Букин, директор Удостоверяющего центра «КОРУС Консалтинг СНГ» (торговая марка «СберКорус»)

Сейчас уже можно однозначно утверждать, что со вступлением в силу нового закона мы делаем огромный шаг в российской истории в части электронной подписи и электронного документооборота. С одной стороны новые нормы ломают сложившийся десятилетиями уклад работы, с другой – реализуют новые технологии и сервисы. Это долго ожидаемая обычная электронная подпись, сервис доверенной третьей стороны и удаленная идентификация. Все эти новеллы значительным образом способны ускорить и упростить бизнес-процесс.

Одной из важнейших посылок изменения закона является цель избавить пользователей от множества сертификатов: для Росреестра одна подпись, для торгов на коммерческих площадок – еще одна, для площадок по банкротству, каких-либо взаимодействий и коммуникаций – третья, четвертая, пятая, десятая и так далее. Теперь подпись, единожды полученная, к примеру, для сдачи отчетности и сервиса документооборота, применяется на любой площадке для любой цели.

Вместе с тем до сих пор нет требований для адаптации сервисов по применению машиночитаемых доверенностей. Тогда как закон о взаимодействии юридического лица с сотрудниками вступает в силу уже с 1 января 2022 года. Не исключаю, что потребуется перенос сроков данной нормы: внедрение инструментов использования таких доверенностей и адаптация их к бизнес-процессам организации потребуют немало времени. Соответственно, многие компании не успеют их реализовать или не отформатируют должным образом. Это может негативно отразиться на выстроенных годами процессах.