Рейтинг@Mail.ru
home

16.09.2021

Ресторанам запретили включать в счет чаевые

16.09.2021. АПИ — Организации общественного питания не вправе принудительно взимать с посетителей сервисный сбор. Такое решение принял Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

Жалобу на владельца ресторана «Токио-Сити» ООО «Фьюжен» подал петербуржец Леонид Васильев. Он заказал еду и напитки на 8,2 тысячи рублей, но в счет ресторан включил некий 5-процентный «сервисный сбор» в размере 455 рублей. Возражения клиента руководство ресторана проигнорировало, так же как отклонило и его письменную претензию о возврате удержанной суммы. В поданном в Роспотребнадзор обращении Леонид Васильев указывал, что не давал согласия на получение спорной дополнительной услуги, и просил принять меры административного реагирования по пресечению данного нарушения.

В ходе проведенной проверки выяснилось, что плата за обслуживание включена в прейскурант. Тогда как федеральный закон прямо запрещает обусловливать приобретение одних услуг обязательной покупкой иных. Утвержденные Правительством России Правила оказания услуг общественного питания разрешают ресторанам и другим учреждениям предлагать потребителю другие возмездные услуги, но опять же запрещают оказывать их без согласия клиента. Признав действия ООО «Фьюжен» нарушением прав потребителя, надзорный орган наложил на ресторан административный штраф в размере 10 тысяч рублей.

Оспаривая постановление о привлечении к ответственности в арбитражном суде, владелец ресторана утверждал, что сервисный сбор взимается только с согласия посетителей, которые информируются о возможности отказа от его оплаты. Более того, компания якобы пыталась вернуть соответствующую сумму подателю жалобы. Но служители Фемиды констатировали, что в случае Леонида Васильева спорный сбор был включен в чек без согласия посетителя и без возможности отказа от его оплаты. «Таким образом, факт безальтернативного включения отдельной строкой дополнительного платежа к стоимости заказа в качестве оплаты услуги «сервисный сбор» доказан, что ущемляет права потребителей и образует событие административного правонарушения. В результате противоправных действий ООО «Фьюжен» гражданину Васильеву Л.А. был причинен имущественный ущерб», – заключил Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

В апелляционной жалобе рестораторы вновь настаивали на добровольности оплаты обслуживания, а также просили признать проступок малозначительным. Отклоняя эти доводы, коллегия отметила, что компания уклонилась от удовлетворения письменной претензии клиента. «Назначенное наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания», – отмечается в постановлении апелляционного суда.

Отметим, что в рамках проекта «регуляторной гильотины» с 1 января этого года вступили в силу новые Правила оказания услуг общественного питания. Они запрещают без согласия посетителя выполнять дополнительные услуги за плату. Также нельзя включать в договор (заказ) иные расходы (платежи, комиссии, доплаты, чаевые и другие), которые не включены в указанную в меню стоимость продукции.

Мнения

 

Никита Лимонов, генеральный директор ресторана «Кваккер»

С тех пор как банковская картой стала доминирующим типом оплаты, практика включения чаевых в счет тоже стала обыденным делом. У многих гостей сейчас вообще нет наличных с собой, поэтому они, чтобы оставить вознаграждение официанту или бармену, сами просят добавить чаевые к счету конкретной суммой или процентом.

Самое важное − разделять добрую волю гостя и «обязаловку». Есть заведения, хотя их уже довольно немного, в которых сервисный сбор добавляется по умолчанию всем. Лично я считаю это абсолютно неправильным. Гарантированные чаевые рано или поздно негативно скажутся на уровне сервиса.