04.10.2021
Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду – защиту от посторонних запахов, шума, грязи и иных вредных воздействий. Тогда как полностью закрыть источники такого воздействия – запретить движение транспорта, остановить работу предприятий и других, невозможно. При этих противоречиях на суды возлагается бремя поиска «золотой середины».
04.10.2021. АПИ — Конституция России гарантирует право на благоприятную окружающую среду. К факторам среды обитания человека относятся в том числе химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие и иные излучения) и даже социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха). Для предупреждения вредного воздействия приняты многочисленные санитарные правила и гигиенические нормативы. Но очень часто они оказываются нереализуемы.
Чаще всего жильцы жалуются на неприятный шум. По оценкам Роспотребнадзора, воздействие этого фактора на людей в условиях плотной застройки населенных пунктов продолжает возрастать, а главным источником остается транспорт. Гигиенические нормативы нарушаются на 40 процентах обследованных санитарным ведомством автомагистралей и улиц с интенсивным движением.
Фактически шум исходит от проезжающих транспортных средств, но ловить их владельцев чиновники не имеют возможности. Поэтому ответственность за нарушение «благополучия граждан» возлагается на формальных собственников самих дорог, чаще всего – муниципальные власти. Например, Исполнительный комитет муниципального образования города Казани обязали принять «действенные меры по снижению уровня шума» в жилых домах на проспекте Победы. Подтверждая это решение, Верховный суд Республики Татарстан установил, что одобряя проект реконструкции дороги, чиновники, исходя из экономии бюджетных средств, отказались от установки шумоизолирующих экранов. «Доказательств наличия иных источников шума, кроме автомагистрали, не представлено. Понуждение к исполнению представления об устранении нарушений санитарного законодательства является необходимым в целях обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья», – отмечается в определении республиканского суда.
Неоднократно претензии по уличному шуму предъявлялись Администрации Екатеринбурга. В частности, превышение допустимой громкости зафиксировали в домах по улицам Городская и Предельная. Арбитражные суды констатировали, что контроль в области дорожной деятельности возлагается на органы местного самоуправления. «При реализации данных полномочий администрация вправе и обязана принять меры, направленные на соблюдение требований санитарного законодательства, и контролировать их исполнение», – заключил арбитраж.
Сложная ситуация сложилась в районе многоуровневой развязки улиц Московская-Большакова-Ясная-Посадская. Для реализации требований надзорного органа муниципальные власти предлагали даже выкупить квартиры, в которых зафиксировали превышение шумовой нагрузки, но сами подавшие соответствующую жалобу собственники отказались продавать свое жилье. Признавая администрацию Екатеринбурга невиновной, служители Фемиды пришли к выводу, что она «приняла все возможные меры для соблюдения правил и норм».
Столичные власти намерены переложить ответственность за нарушение спокойствия граждан на самих автомобилистов: Центр организации дорожного движения уже начал тестирование специальных комплексов, измеряющих шум проезжающего транспорта. Также подготовлен законопроект, вводящий административный штраф за «эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов уровня шума». По мнению мэра Москвы Сергея Собянина, такие санкции позволят бороться с «отдельными отмороженными автомобилистами, которые всю ночь напролет гоняют на машинах и мотоциклах без глушителей и с громкой музыкой».
Вину за создаваемый проходящими поездами шум Роспотребнадзор возлагает на ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). Судебная практика складывается неоднозначно. Так, отрицая нарушение прав на тишину жителей одного из многоквартирных домов в Котласе, железнодорожники утверждали, что уже много лет не осуществляют операторскую деятельность, – грузовые перевозки обеспечиваются вагонами, не принадлежащими ОАО «РЖД». Равно как надзорным органом не доказано, что измерение уровня шума производилось при прохождении вагонов именно ОАО «РЖД». Но служители Фемиды пришли к выводу, что, являясь владельцем инфраструктуры, в том числе железнодорожного пути, компания несет ответственность за движение поездов и обязана соблюдать требования санитарно-эпидемиологического законодательства.
В большинстве случаев жилье вблизи магистрали воздвигалось значительно позже строительства самой железной дороги. Например, нарушения гигиенических нормативов были зафиксированы в домах в поселке Понтонное, построенных в 50-х годах XX века в нескольких метрах от эксплуатируемой с 1905 года станции. Служители Фемиды пришли к выводу, что санитарные правила распространяются только в отношении вновь строящихся и реконструируемых объектов. Схожая ситуация сложилась около работающей аж с 1866 года станции Лиски – дома, жильцы которых жаловались на шум, были построены в нарушение санитарно-защитной зоны. Отклоняя эти доводы, суд возложил вину на железнодорожников. «ОАО «РЖД» несет ответственность за движение поездов по железнодорожным путям и обязано соблюдать требования законодательства по охране окружающей среды, санитарно-эпидемиологического законодательства, в том числе и путем разрабатывания и выполнения шумозащитных мероприятий», – отмечается в решении суда (АПИ писало об этих делах и проблеме – Жизнь в тишине, РЖД освободили от ответственности за шум в старых домах).
В самом ОАО «РЖД» заявляют о предпринимаемых «системных мерах по снижению шумового воздействия». В частности, они укладывают бесстыковые пути, шлифуют рельсы и стрелочные переводы, используют стыковые прокладки повышенной упругости, устанавливают шумозащитные экраны, высаживают деревья и кустарники. «Пересмотрены и актуализированы перечни железнодорожных станций и перегонов, расположенных в черте крупных населенных пунктов, на которых подача звуковых сигналов должна производиться свистком малой громкости», – пояснили АПИ в пресс-службе компании.
Также железнодорожники ведут борьбу с новым строительством вблизи путей – с начала года выявлено уже десять объектов, возведенных в 100-метровой зоне. В надзорные органы ОАО «РЖД» направило обращения с целью проведения проверок такого строительства.
Жесткие нормативы установлены и в отношении атмосферного воздуха. Такие требования призваны защитить население от вредных и чаще всего малоприятных запахов. Так, характерные для животноводческого комплекса загрязнения воздуха (меркаптаны, сероводород и аммиак) были зафиксированы на границе санитарно-защитных зон ООО «Рассказовский свиноводческий комплекс» и в ближайшей жилой застройке. Проверка показала, что предприятие относится к I категории опасности, но не имеет установки по очистке выбросов от помещений содержания животных. Суд признали свиноферму виновной и предписали принять меры по снижению выбросов дурнопахнущих веществ.
Главу расположенного в деревне Ашит Республики Башкортостан крестьянско-фермерского хозяйства Резеду Ялалову уличили в накоплении навоза и помета. По мнению прокуратуры, владелица фермы должна была оформить паспорт на образующиеся отходы и получить лицензию на утилизацию перепревшего навоза. В целях защиты проживающих по соседству с хозяйством граждан суд приостановил деятельность фермера по разведению и содержанию сельскохозяйственных животных (читайте – Свиноферме запретили вонять, Фермера обязали получить паспорт и лицензию на навоз).
Также санитарные правила защищают право граждан на благоприятную окружающую среду, свободную от воздействия табачного дыма и любых последствий потребления табака соседями. Прецедентное решение по этой проблеме принял Верховный суд России, удовлетворив иск против новосибирца Валентина Фрицлера. Первоначально областной суд подтвердил право ответчика курить в своей квартире и указал на отсутствие допустимого уровня запаха. Тогда как высшая инстанция возложила на курильщика ответственность за причиняемый соседям вред. «Право гражданина пользоваться жилым помещением свободно, в том числе курить в нем, должно осуществляться таким образом, чтобы последствия потребления табака, которые могут вызвать проникновение табачного дыма или запаха табака в жилое помещение соседей, не распространялись за пределы помещения курящего лица и не причиняли неудобства соседям», – заключил Верховный суд России (читайте об этом – Опасные курильщики).
Вместе с тем за прошедшие почти четыре года судебная практика по вопросу защиты некурящих от воздействия табачного дыма не сложилась. Более того, нередко такие соседи злоупотребляют правом. Так, житель Волжска Олег Леонов обвинил владельца смежного участка Сергея Черникова в курение в его присутствии при ремонте общего колодца. В свою очередь, по утверждению ответчика, он «дымил» на своей половине домовладения в отсутствие ответчика. Эти показания подтверждались и видеозаписью. «Бесспорных доказательств того, что ответчик, осуществляя курение рядом с Леоновым О.В., имел намерение причинить вред Леонову О.В., материалы дела не содержат, истцом они также не представлены», – констатировал Волгоградский областной суд.
Немало жалоб поступает на размещаемые на крышах жилых домов базовые станции сотовой связи. Хотя они являются относительно маломощными объектами (излучаемая мощность не превышает 50 Вт) и подлежат обязательной экспертизе, а установленные гигиеническими нормативами ограничения не соблюдаются всего в 1,2 процента случаев.
Вместе с тем нередко операторы сотовой связи и другие владельцы радиопередающих станций штрафуются за формальные нарушения. Например, базовая станция «Мегафона» в Оренбурге была построена рядом со школой и детским садом. Проведенные Роспотребнадзором исследования подтвердили, что уровень электромагнитного излучения на территории образовательных учреждений не превышает допустимую санитарными правилами величину. Однако оператор был привлечен к административной ответственности за эксплуатацию базовой станции без санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проектной документации требованиям. Суды подтвердили законность и обоснованность наложенного на компанию 10-тысячного штрафа.
В нарушении прав жителей Екатеринбурга уличили Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, которое выдало разрешение на строительство жилых домов около 236-метровой башни радиотелевизионной передающей станции. «Об отнесении данной территории к зоне ограниченной застройки Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области было осведомлено, однако в нарушение действующих санитарных правил допустило размещение в зоне ограничения застройки ФГУП «РТРС» жилых домов в радиусе действия башни связи», – заключили служители Фемиды.
Тогда как попытки самих жильцов и владельцев земельных участков запретить эксплуатацию построенной рядом базовой станции терпят чаще всего фиаско. Например, один из членов садоводства «Наука» в Ханты-Мансийске сдал в аренду ООО «Т2 Мобайл» (торговая марка – «Теле2») 6 кв. метров своего надела, на котором «выросла» 20-метровая башня. Общее собрание возражало против такого использования участка, но оператор получил положительное санитарно-эпидемиологическое заключение. Не обнаружив нарушений прав садоводов, суд отклонил иск товарищества о демонтаже станции. «Согласно выводам, перечисленным в проектной документации, по результатам расчетов электромагнитной обстановки санитарно-защитная зона отсутствует. Дополнительные мероприятия не требуются. Здания и сооружения в зону ограничения застройки не подпадают», – отмечается в решении суда.
Однако развитие технологий может привести к увеличению подобных споров и правовой неопределенности. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ еще почти два года назад предупреждало, что действующие санитарные нормативы не могут использоваться для контроля мобильных сетей связи пятого поколения (5G/IMT-2020). Несмотря на это, регулятор уже выдал лицензии на оказание услуг мобильной связи по стандарту 5G. Дискуссии о безопасности использования новых технологий ведутся на международном уровне, но никаких доказательств вредного воздействия таких средств связи на человека пока не получено.
По данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в 2020 году было зарегистрировано более 25 тысяч жалоб на неблагоприятное воздействие физических факторов. Большинство – 62 процента – на повышенные уровни шума, в каждом четвертом случае было выявлено нарушение. Также граждане жаловались на электромагнитное излучение (17,5 процента), вибрации (5,8 процента) и другие факторы.
В целом санитарно-гигиенические факторы (химические, биологические, физические) оказывают выраженное влияние на состояние здоровья более чем 93,7 млн россиян (64,2 процента населения).
Евгений Жаров, управляющий партнер юридической компании Zharov Group
Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Федеральный закон предусматривает приостановление или даже прекращение деятельности, при осуществлении которой нарушаются установленные санитарные нормативы, что сказывается, например, на жильцах.
Европейский суд по правам человека рассматривает благоприятную среду обитания как право на уважение частной и семейной жизни, а также жилища. Оно считается нарушенным, если неблагоприятное воздействие превышает некий минимальный уровень. Его оценка относительна и зависит от многих обстоятельств, в том числе интенсивности и продолжительности нарушения, его материальных или психических результатов.
Таким образом, как на национальном, так и на международном уровне создано достаточно механизмов, позволяющих защитить нарушенное право на благоприятную среду обитания.
В частности, санитарные правила и нормативы регулируют предельно допустимый уровень шума для рабочих мест, в жилых помещениях, общественных зданиях и на территориях жилой застройки. В целом они понятны. Проблема заключается в доказывании нарушения. Например, шум может быть непостоянным, и пока гражданин дождется уполномоченного органа, который измерит уровень превышения, всё может утихнуть. Сами жильцы вряд ли имеют под рукой необходимое для измерения оборудование и смогут обеспечить соблюдение закрепленных в специальных стандартах процедуры фиксации нарушений.
В спорах о шуме, который создает уличный транспорт, важно установить надлежащего ответчика. Предупреждение и пресечение таких нарушений должно обеспечиваться на стадии планирования, в том числе путем создания санитарно-защитных зон, шумозащитных экранов и так других. Помочь может установка у жильцов прилегающих домов антишумовых окон. Это крайне затратный вариант, но он всё равно будет более оптимальным для разрешения спора.
Поскольку обязанность по формированию соответствующей инфраструктуры лежит на муниципальной власти, на нее чаще всего и возлагается ответственность за нарушение прав граждан на тишину.
Инна Васильева, частнопрактикующий юрист, Красноярск
Разумеется, каждый человек хочет жить и трудиться в тишине и дышать чистым воздухом. Но при этом каждый хочет и пользоваться всеми благами цивилизации, например – ездить на автомобиле, который будет шуметь и загрязнять воздух. Для урегулирования таких противоречий и нужны разумные, эффективные и исполняемые санитарные правила.
Существующие нормативы, на мой взгляд, зачастую оторваны от жизни. Они сформированы исходя из принципа «надо», без учета реальной возможности исполнения. Удивляюсь, почему еще не требуют ограничить шум от грома, яркость молний и влажность дождя. Это ведь тоже вредные факторы.
Также чаще всего абсурдно наказывать муниципалов за шум автомобилей. При строительстве новых магистралей, конечно, должны приниматься меры по шумоизоляции. А что делать с существующими? Как можно снизить шум в квартирах на Тверской улице или Садовом кольце в Москве? Стеклопакеты, убеждена, у всех уже стоят, но они не решают проблемы. Остается только расселить и снести все дома вблизи шумных улиц в центрах крупных городов, но это явная утопия.
Бессмысленны требования по загрузке товаров в магазины, кафе и другие организации, расположенные в многоквартирных жилых домах. Понятно, что проживающим в них не хочется слышать грохот под окнами. А что делать магазинам, если дом так построен? Перестраивать его и прокапывать тоннели они не вправе.
Такие противоречия наблюдаются во многих сферах жизни и деятельности. Предъявляя те или иные требования по соблюдению гигиенических нормативов, чиновники и суды, убеждена, должны предлагать конкретные варианты решения проблемы.