Рейтинг@Mail.ru
home

21.10.2021

Военнослужащие обязаны подчиняться засекреченному приказу и не вправе пользоваться гаджетами

21.10.2021. АПИ — Ведомственные инструкции оборонного ведомства являются обязательными, даже если официально не опубликованы. К такому выводу пришла военная коллегия Верховного суда России.

Иск в высшую инстанцию подал бывший курсант Краснодарского высшего военного училища имени генерала армии Штеменко Олег Мадатов. Он оспаривал законность принятия Министерством обороны РФ порядка использования средств связи в Вооруженных Силах России. Они были утверждены приказом с грифом «Для служебного пользования» (ДСП) и не опубликованы официально. По словам истца, на основании этого приказа он был ограничен в праве пользоваться мобильным телефоном на территории военного училища. Тогда как согласно Конституции России, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Служители Фемиды пришли к выводу, что спорный приказ был зарегистрирован Министерством юстиции РФ и является нормативным актом. Но имеет ограниченное распространение – касается только военнослужащих и гражданского персонала органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил России. При этом истец ни к одной из этих категорий граждан не относится. «Сведений об ограничении каких-либо прав Мадатова О.Я. именно в результате применения и на основании Приказа № 666дсп, распространения предписаний данного акта на него, что могло бы свидетельствовать об общем правоприменительном характере оспариваемого акта, материалы административного дела не содержат», – констатировал Верховный суд России, отклоняя доводы бывшего курсанта.

Отметим, что порядок использования гаджетов военнослужащими определен профильным федеральным законом. В частности, солдаты, матросы и офицеры, находящиеся на территории воинских частей, на боевом дежурстве или военных сборах, участвующие в учениях или боевых действиях, оказывающие содействие правоохранительным органам или спасателям, не вправе иметь электронные устройства с функцией доступа в Интернет, а также возможностью хранить, распространять или предоставлять аудио-, фото-, видеоматериалы и данные геолокации. Исключение составляют военные, использование соответствующих гаджетов которыми входит в их служебные обязанности. Формально пользоваться смартфонами вправе находящиеся на лечении, в командировке или в плену. Нарушение установленных запретов квалифицируется как грубый дисциплинарный проступок и может караться в том числе арестом – содержанием на гауптвахте на срок до 30 суток (АПИ подробно писало о введении таких ограничений – Военнослужащим запретили пользоваться гаджетами и раскрываться в социальных сетях).

Краснодарское высшее военное училище имени генерала армии Штеменко готовит офицеров службы защиты государственной тайны для оборонного ведомства. Олег Мадатов был отчислен из вуза за недисциплинированность и неуспеваемость, в том числе связанную с допуском к секретным материалам. Также с бывшего курсанта взыскали 230 тысяч рублей, истраченных на его незавершенное обучение. Суды поддержали решения училища.

После отчисления Олег Мадатов учредил общественное движение «Совесть закона», целью которого декларируются поддержка и правовая защита военнослужащих.