Рейтинг@Mail.ru
home

26.10.2021

Бывшего частного банкрота лишили должности

26.10.2021. АПИ — Коммерческую организацию обязали уволить исполнительного директора с банкротной историей. Такое решение принял Восьмой кассационный суд.

Иск против МУП «Водсервис» подал прокурор Романовского района Алтайского края. Надзорный орган обнаружил, что предприятие приняло на должность исполнительного директора Валерия Сергеева, делегировав ему полномочия заключать сделки, открывать банковские счета, принимать и увольнять сотрудников, управлять персоналом и совершать иные юридически значимые действия. Тогда как в самом прямом смысле накануне назначения на новый пост Валерий Сергеев как частное лицо был объявлен финансово несостоятельным, процедура банкротства (распродажи имущества) завершилась только через полгода. Причем требования кредиторов третьей очереди были удовлетворены всего на 0,3 процента, а оставшаяся непогашенная задолженность превысила 27,7 млн рублей.

Предъявляя требование об увольнении топ-менеджера, истец ссылался на действующий федеральный закон, согласно которому признанный банкротом гражданин не вправе занимать должности в органах управления юридического лица в течение трех лет после завершения реализации имущества или прекращения производства по делу. Прокурор утверждал, что нахождение Валерия Сергеева на посту исполнительного директора «ставит под сомнение эффективность управления предприятием, может нанести ущерб муниципальному образованию Романовский район в части достижения положительных экономических показателей предприятия, удовлетворения общественных потребностей в сфере жилищно-коммунального хозяйства».

Но районный суд не признал исполнительного директора руководителем органа управления муниципального предприятия. Отклоняя иск прокуратуры, служители Фемиды напомнили о свободе осуществления экономической деятельности и закрепленном в Гражданском кодексе РФ принципе недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела. «Суд не вправе вмешиваться в осуществление юридическим лицом хозяйственной (производственной) деятельности», – отмечается в решении.

В свою очередь, апелляционная коллегия пришла к выводу, что закон запрещает признанным банкротами гражданам не только руководить предприятиями, а участвовать в управлении. Тогда как занимаемая Валерием Сергеевым должность включает управленческие функции. Более того, исходя из квалификационных справочников и требований, эти функции соответствуют должностным обязанностям директора. «При таких обстоятельствах требования прокурора о возложении на ответчиков обязанности прекратить трудовые отношения в связи с тем, что В.И. Сергеева занимает должность, связанную с участием в управлении юридическим лицом, вопреки предусмотренному федеральным законом запрету, являются обоснованными и подлежали удовлетворению», – заключил краевой суд, предписывая МУП «Водсервис» понизить топ-менеджера в должности или уволить.

Отклоняя жалобы предприятия и самого Валерия Сергеева, кассационная инстанция напомнила, что целью создания муниципального предприятия является не только получение прибыли, но и решение социальных задач. Поэтому управление МУП нельзя доверять бывшему банкроту. «Кредиторы доказали неспособность последнего распоряжаться собственными финансовыми средствами, что привело к его банкротству», – констатировал кассационный суд.

Справка

По данным Единого федерального реестра сведений о банкротстве, за первое полугодие несостоятельными было признано более 88 тысяч граждан. Это в 2,1 раза больше, чем за первую половину 2020 года. В 95,2 процентах дел процедура инициируется самим должником. Общий объем заявленных требований кредиторов превысил 228 млрд рублей, удовлетворено (погашено) – только 10 млрд (4,4 процента).

Мнения

 

Суюмбика Нигматуллина, юрист Enforce Law Company

В целом, запрет признанного банкротом гражданина занимать руководящие должности в компаниях, на наш взгляд, представляется справедливым и понятным. Если человек не справляется с управлением своими доходами и имуществом, планированием личного бюджета, то может ли он справиться с управлением юридическим лицом? А организации – это, как правило, гораздо большие финансовые обороты, вложения инвесторов, целый штат сотрудников и так далее. В случае принятия руководителем неправильных управленческих решений в первую очередь пострадают инвесторы, персонал, банки и бюджет.

Поэтому российский законодатель пошел по принципу «лучше перебдеть» и превентивно запретил в течение определенного времени гражданам-банкротам управлять юридическими лицами.

Поскольку конкретный перечень «запретных» должностей законодательно не установлен, в каждом конкретном случае нужно будет решать, занимается ли гражданин управлением в организации и нужно ли его отстранять от работы. Очевидно, такой запрет распространяется на непосредственно управленческие должности – директора, президента, члена наблюдательного совета общества и другие.

При принятии работника на эти или иную управленческую должность работодатель также должен проверить кандидата по базе банкротных дел. В противном случае назначение лица, с которого еще не снято соответствующее ограничение, может обернуться для работодателя привлечением к административной ответственности.