Рейтинг@Mail.ru
home

02.12.2021

В санитарной перегородке не усмотрели нарушений конфиденциальности встречи адвоката с подзащитным

02.12.2021. АПИ — Отделение адвоката от заключенного клиента стеклянной перегородкой вызвано санитарно-эпидемиологической ситуацией и не нарушает прав защиты. К такому выводу пришел Восьмой кассационный суд.

Иск против Следственного изолятора № 6 Иркутской области подала адвокат Наталья Канина. Для встречи с подзащитным – осужденным за убийства и другие тяжкие преступления к 20-летнему сроку лишения свободы Радиком Шафигуллиным, она подала заявку руководителю СИЗО. Согласно действующему Уголовно-исполнительному кодексу РФ, такие свидания организуются в условиях, обеспечивающих конфиденциальность, без применения технических средств прослушивания.

Но для встречи Натальи Каниной с клиентом изолятор предоставил комнату для краткосрочных свиданий – кабинку, оборудованную прозрачной полимерной перегородкой, переговорными устройствами (трубками), системой прослушивания и прерывания разговоров. По мнению адвоката, такое разделение исключало возможность совместного прочтения каких-либо документов, составления заявлений, ходатайств, а соответственно – полноценной работы по делу. Кроме этого, слышимость в трубках очень оставляла желать лучшего и в ходе беседы приходилось повышать голос, что не исключало вероятности быть услышанными находящимися в других кабинках. Помещение было оборудовано видеокамерой, инспектор мог наблюдать встречу и прослушивать беседу. Всё это, по мнению адвоката, ограничило возможность оказания квалифицированной юридической помощи.

Отрицая нарушение права на защиту, представитель СИЗО ссылался на требования Главного государственного санитарного врача Иркутской области, согласно которым любые свидания осужденных в связи с распространением коронавирусной инфекции должны проводиться исключительно через стеклянную перегородку. При этом средства контроля и записи переговоров не использовались. Установленная видеокамера фиксировала только входящих и выходящих из помещения, за участниками встречи не следила и не записывала звук. Инспектор находился в отделенном от встречающихся стеклянной перегородкой помещении и не мог слышать разговор.

Служители Фемиды пришли к выводу, что предоставление для встречи адвоката с подзащитным оборудованного перегородкой помещения для краткосрочных свиданий было вынужденным, объяснялось сложившейся эпидемиологической ситуацией и требованиями санитарного ведомства. При этом запись разговора не использовалась, сотрудник следственного изолятора мог видеть встречающихся, но не слышать их. «При таком положении оспариваемые действия административного ответчика соответствуют требованиям действующего законодательства. При этом право заинтересованного лица Шафигуллина Р.М., как обвиняемого и осужденного, на получение юридической помощи не нарушается. Также не нарушается право адвоката Каниной Н.Е. беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность», – заключил районный суд, отклоняя иск защитника.

В апелляционной жалобе адвокат поставила под сомнение достоверность утверждений СИЗО об отключении средств аудиозаписи. Но Иркутский областной суд констатировал, что доводы истца о прослушивании «носят предположительный характер и объективно ничем не подтверждены». Такое решение поддержала и кассационная коллегия. «Проведение свидания адвоката с Шафигуллиным Р.М. в комнате краткосрочных свиданий было вызвано санитарно-эпидемиологической ситуацией и введенными ограничениями, направленными на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции», – отмечается в определении кассационного суда.

Напомним, что это далеко не первый случай ограничения прав защитников на встречи с находящимися под стражей в иркутских следственных изоляторах. Так, еще с началом пандемии – в середине апреля 2020 года, в СИЗО № 1 адвокатов стали пускать только «совместно с сотрудниками следственных органов». После вмешательства Адвокатской палаты Иркутской области и прокуратуры эти ограничения были отменены. В ноябре уже этого года от посетителей следственных изоляторов потребовали предъявлять подтверждающий вакцинацию QR-код.

Справка

По данным Федеральной службы исполнения наказаний, в исправительных колониях и тюрьмах отбывает наказание 332,5 тысячи осужденных, в колониях-поселениях – 28,4 тысячи человек. В следственных изоляторах содержится более 109 тысяч человек.

Мнения

 

Анастасия Саморукова, Московская коллегия адвокатов «Правовой эксперт»

Под предлогом «сохранения здоровья» и «борьбы с пандемией» в стране введены меры, ограничивающие те и так не слишком широкие права и свободы, которые еще остались. 

Одно из таких ограничений – предоставление в СИЗО встреч с адвокатами в комнатах краткосрочных свиданий. Заключенные по факту лишены нормального общения со своими защитниками. А адвокатам предлагается верить на слово представителям СИЗО об отключении прослушивания. Мол, ну кто вас будет слушать, мы же обещали! Не секрет, что доверия словам силовиков ни среди адвокатов, ни среди наших подзащитных нет. 

При этом следователи имеют возможность допрашивать обвиняемого в обычном режиме в следственном кабинете. И, по сути, единственная возможность адвокату пообщаться конфиденциально со своим подопечным – попросить следователя выйти и дать несколько минут поговорить. Очевидно, что на стадии судопроизводства или апелляции это уже невозможно. Кроме того, в самих судах конвой нередко препятствует общению адвоката и подсудимого.