Рейтинг@Mail.ru
home

08.12.2021

ЕСПЧ: заключенные не вправе объединяться в профсоюзы

08.12.2021. АПИ — Запрет на создание профсоюзов работающих в исправительных колониях признали допустимым в демократическом обществе. Такое решение 7 декабря принял Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).

Жалобу в Страсбург подало Якутское республиканское объединение профсоюзов. В феврале 2006 года 12 осужденных, отбывающих наказание в исправительной колонии № 7 строгого режима, в тайне от администрации проголосовали за создание профсоюзной ячейки (первичной организации). Республиканское объединение профсоюзов приняло ее в свои члены. Ранее председатель объединения Александр Логинов, являющийся также региональным омбудсменом, неоднократно инспектировал исправительное учреждение и утверждал, что ее администрация «недоплачивает заключенным, перегружает их работой, отказывает им в пособиях по инвалидности, пренебрегает безопасностью на рабочем месте и скрывает несчастные случаи».

Только через год прокуратура усмотрела в создании «ячейки» нарушение Уголовно-исполнительного кодекса РФ, согласно которому работа осужденных рассматривается не как профессиональная деятельность, а как средство исправления. Кроме того, действующий в момент разрешения дела федеральный закон запрещал содержащимся в местах лишения свободы выступать в качестве учредителей общественных объединений.

Профсоюзы отказались исполнить требование прокуратуры об исключении «тюремной ячейки». Защитники трудящихся апеллировали к принятой еще в 1948 году и ратифицированной Россией Конвенции Международной организации труда (МОТ), гарантирующей защиту профсоюзов от вмешательства государства. Более того, Якутский городской суд поддержал решение профсоюзов, так как поправки о запрете заключенным создавать общественные объединения вступили в силу только в апреле 2006 года, то есть уже после учреждения первичной организации в исправительной колонии. Вместе с тем Верховный суд Республики Якутия удовлетворил новый иск прокуратуры и обязал объединение профсоюзов исключить «ячейку». Конституционный суд России не усмотрел в введенном ограничении на учреждение профессиональных союзов осужденными нарушения их прав.

По мнению представителей Министерства юстиции РФ в Европейском суде, право создавать профсоюзы и вступать в них принадлежит только наемным трудящимся, которые могут свободно распоряжаться своей рабочей силой и выбирать профессию. «У заключенных нет необходимости объединяться в профсоюзы – их права уже защищены тюремной администрацией, прокуратурой, судами, местными властями, омбудсменами, международными организациями и наблюдательными советами. Кроме того, профсоюзы могут подорвать тюремную дисциплину и побудить заключенных озвучивать требования и добиваться привилегий для своих лидеров в ущерб исправлению», – заявили представители властей.

Страсбургские служители Фемиды проанализировали опыт других стран Совета Европы. Прямой запрет на участие заключенных в профсоюзах обнаружили только в законодательствах Чехии и Словакии. Не допускается коллективная защита осужденными своих трудовых прав и в Испании. Тогда как в других государствах Старого Света нет ни официального запрета, ни прямого признания такого права. В Австрии и Франции осужденные не признаются наемными работниками и, следовательно, не могут пользоваться какими-либо профсоюзными правами. Схожие правила действуют в Азербайджане, Боснии и Герцеговине, Болгарии, Португалии, Сербии, Хорватии, Черногории и на Украине. В свою очередь, никаких ограничений для объединения отбывающих сроки лишения свободы нет в законодательстве Бельгии, Венгрии, Италии, Норвегии, Польши и Финляндии, Исландии и Ирландии, Румынии и Словении, Латвии, Литвы и Эстонии, Армении и Турции. В иных странах заключенные могут использовать альтернативные средства защиты своих интересов, в том числе пользоваться общим правом на свободу ассоциаций (в Австрии, Германии, Португалии и Испании), выражать свои взгляды через специальные представительные органы (в Бельгии, Болгарии и Норвегии) или консультации (Франция). 

Признавая свободу профсоюзов «важным инструментом в достижении социальной справедливости и гармонии», Европейский суд пришел к выводу, что как и другие права, право заключенных создавать профсоюзы и вступать в них может быть ограничено по соображениям безопасности, в том числе для предотвращения преступлений и беспорядков. «Тюремная работа во многих аспектах отличается от работы, выполняемой обычными служащими. Она служит основной цели реабилитации и ресоциализации, направлена на реинтеграцию и является обязательной», – отмечается в решении.

Не усмотрев так называемого европейского консенсуса, ЕСПЧ отклонил жалобу заявителей. «Решение национальных судов об исключении из объединения профсоюзов работающих заключенных не превышало доступных пределов усмотрения, а следовательно, было необходимо в демократическом обществе», – заключил Европейский суд.

Особое мнение по делу высказали бельгийский судья Поль Лемменс и киприот Георгиос Сергидес. Критически оценивая сам принцип «европейского консенсуса», они сравнили его со «спящей красавицей». «Спящей до тех пор, пока ее не разбудит значительная группа государств-членов. Появление консенсуса может побудить ЕСПЧ принять динамическое толкование Европейской конвенции. Но отсутствие такого консенсуса не должно служить препятствием для интерпретации, динамической или нет, которая оправдана по другим основаниям», – заявили судьи Лемменса и Сергидес. 

В рассмотренном деле, по их мнению, российские власти не доказали необходимость полного запрета заключенным создавать общественные объединения. «Конечно, мы не слепы к реалиям тюремной жизни. Разрешение заключенным вступать в профсоюз или любую ассоциацию и развивать профсоюзную деятельность может привести к ситуациям, противоречащим тюремной дисциплине. И даже вызвать беспорядки. Нам нетрудно согласиться с тем, что компетентные органы имеют право регулировать деятельность ассоциаций, созданных заключенными. Например, совершенно законно запрещать коллективные действия, которые могут серьезно угрожать безопасности или порядку в тюрьмах», – отмечается в особом мнении членов коллегии ЕСПЧ.

Справка

По данным Федеральной службы исполнения наказаний, в исправительных колониях и тюрьмах отбывает наказание 332,5 тысячи осужденных, в колониях-поселениях – 28,4 тысячи человек. Работает 63,4 процента подлежащих привлечению к труду осужденных.