Рейтинг@Mail.ru
home

05.05.2022

Потребителей защитили от навязывания невыгодных условий

05.05.2022. АПИ — Законодатели уточнили ущемляющие права потребителей условия, признаваемые ничтожными. Подписанные 1 мая поправки вступят в силу с началом осени.

Действующий с 1992 года закон запрещает продавцам и оказывающим услуги компаниям включать в договора условия, ущемляющие права частных клиентов по сравнению с гарантированными законодательством. Они являются ничтожными и влекут административную ответственность

Однако на практике эти требования зачастую не работают – частные лица добровольно подписывают содержащие даже явно незаконные условия контракты, а навязывающие их компании ссылаются на закрепленный в Гражданском кодексе РФ принцип свободы договора. «Гражданин, вступающий в правоотношения с поставщиками товаров и услуг, банками и страховыми компаниями, которые обладают крупными экономическими и организационными ресурсами, является более слабой стороной. Потребитель не принимает участия в определении условий договоров розничной купли-продажи, банковского вклада, потребительского кредита, страхования и других, не имеет реальной возможности влиять на содержание этих договоров, так как типовые положения о правах и обязанностях сторон договоров определяются в одностороннем порядке коммерческими организациями», – напоминают в Роспотребнадзоре.

По мнению чиновников, защите прав частных клиентов нередко мешает неоднозначная оценка судами нелегитимности спорных условий. Поэтому в федеральном законе решили закрепить императивные требования к договорам с участием потребителей. Внесенные поправки запрещают наделять продавца или исполнителя правом на односторонний отказ от исполнения обязательства или изменения их условий, ограничивать свою ответственность и расширять штрафные или иные санкции для клиента, определять исключительную подсудность споров, досудебный порядок их урегулирования и так далее.

Также оговаривается, что компании не вправе отказывать потребителю в заключении или исполнении договора в связи с отказом предоставить персональные данные, если их обработка не предусмотрена законодательством или непосредственно не связана с исполнением контракта. «Указанные нововведения призваны ограничить практику принудительного или непрозрачного, неосознанного сбора персональных данных потребителей для целей, не связанных с заключением и исполнением договора», – убеждены в надзорном органе.

Новый закон вступит в силу с 1 сентября. При этом оговаривается, что он будет применяться в том числе к ранее заключенным договорам.

Вместе с тем вводимые правила не ограничат многочисленные злоупотребления со стороны отдельных участников рынка. Они вправе будут в одностороннем порядке изменять условия обслуживания, если это предусмотрено нормативными актами. Например, утвержденный Правительством России порядок предоставления услуг связи допускает почти произвольное повышение тарифов и признает согласием на изменение договора молчание абонента (АПИ писало об этом – Права пользователей услуг Интернета ограничат, Беззащитные абоненты). С другой стороны, с вступлением в силу поправок кредитные организации лишатся возможности менять тарифы и условия обслуживания банковских карт и иных продуктов.

Справка

По данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ежегодно за включение ущемляющих права потребителей условий договора к административной ответственности привлекается от 1,1 до 3,6 тысячи лиц.