Рейтинг@Mail.ru
home

11.05.2022

Архивная цифровизация

Перевод государственных архивов в электронный вид предлагается узаконить. Однако удаленный доступ пользователей будет платным. Равно как частные компании как и прежде обязаны будут хранить и сдавать исключительно бумажные документы.

11.05.2022. АПИ — Российское законодательство и международные стандарты гарантируют всем желающим право на бесплатное получение архивным материалов и даже их копирование. Но на практике многие пользователи сталкиваются с организационными препонами, в том числе ограничениями на доступ в читальные залы. Кроме того, из 16 федеральных архивов 13 находятся в столицах. «Такое размещение создает проблему «территориального неравенства» для граждан России, желающих получить для изучения архивные документы», – констатируют в Федеральном архивном агентстве.

Диджитализация истории

Возможность создания и использования электронных архивов закреплена и в действующем федеральном законе. Но эта работа ведется разрозненно. В частности, порядок проведения цифровизации и доступа к документам определяется владельцами архивами, то есть десятками федеральных, сотнями региональных и тысячами муниципальных органов власти. «Несмотря на наличие в отдельных архивах информационных ресурсов в электронном виде, пользователи для получения доступа к ним в настоящее время не избавлены от необходимости посещений читальных залов. Создание разрозненных информационных ресурсов архивных учреждений влечет за собой избыточность затрат на их разработку и эксплуатацию», – убеждены в архивном ведомстве. Чиновники также указывают на возросший интерес к материалам и нехватку свободным мест во многих читальных залах.

Подготовленный законопроект предусматривает создание единой Государственной информационной системы удаленного использования архивных документов (ГИС УИАД). Ее оператором будет сам Росархив или подведомственное ему федеральное казенное учреждение. В ведомстве убеждены, что это позволит создать в Интернете удобный общедоступный сервис по использованию архивных информационных ресурсов, которым по предварительным расчетам будет пользоваться не менее 4 млн человек. «В случае применения предлагаемого способа решения проблемы возможность поиска и просмотра электронных копий архивных документов будет предоставлена любым физическим лицам. С учетом снижения затрат на такие действия – отсутствие необходимости личного посещения архивов и заблаговременного заказа дел, это приведет к увеличению количества участников отношений. Тем самым пользователи смогут выбрать наиболее удобный для них вариант: работать непосредственно в читальных залах архивов либо воспользоваться услугами ГИС УИАД», – отмечается в пояснительной записке.

Для авторизации и заказа документов в ГИС УИАД потребуется электронная подпись, в том числе доступная пользователю Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций). Более того, получение электронных документов будет платным. Тарифы делегируется устанавливать органам власти субъектов Федерации и муниципалитетам. В то же время доступ к картотекам и иным справочно-поисковым средствам государственных информационных систем должен осуществляться бесплатно, без необходимости регистрации и аутентификации. Также запрещается взимать плату за регистрацию пользователей в ГИС УИАД.

Вместе с тем пока не определены необходимые для реализации нового проекта, в том числе цифровизации материалов, бюджетные ассигнования. В самом ведомстве напоминают, что в рамках завершенной еще три года назад Федеральной целевой программы «Культура России» на работы по разработку концепции, функциональных требований и созданию прототипа информационной системы удаленного использования копий архивных документов и справочно-поисковых средств уже потратили 35,9 млн рублей.

Money, money, money

На сегодняшний день вопрос платности получения копий архивных документов остается одним из самых спорных. Установленные многими архивами тарифы многократно превышают себестоимость копирования и рыночные цены. Например, Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга требовал за изготовление копии 356 рублей. Чаще всего такая ценовая политика объяснялась необходимостью компенсировать так называемый износ документов. Так, по утверждению представителей Министерства культуры РФ, цифровая фотосъемка «в большинстве случаев требует усиленного распрямления листа документа, нарушения переплета, что не отвечает требованиям сохранности архивного документа».

Верховный суд России еще в 2016 году подтвердил право посетителей государственных и муниципальных архивов копировать документы с помощью собственных технических средств, в том числе цифровых фотоаппаратов. «Ограничение для пользователей читальных залов архивов использования при работе с архивными документами собственных средств для копирования установлено подзаконным нормативным правовым актом, что противоречит нормам федерального закона», – заключили служители Фемиды. Незаконным признали и попытку Российского государственного архива Военно-морского флота взимать плату за использование пользователем собственной копировальной техники (АПИ подробно писало об этих решениях – Посетителям архивов разрешили самостоятельно фотографировать, сканировать и копировать документы, Историкам гарантировали право бесплатно копировать архивы ВМФ).

Однако это не решило проблемы. Утвержденный самим Федеральным архивным агентством регламент предписывает желающим самостоятельно фотографировать документы или иным образом снимать копии заключать специальный договор. В свою очередь, многие архивы требуют за исполнение такого договора плату или вообще отказывают в выдаче материалов для самостоятельного копирования. Доказать незаконность таких требований и действий активным пользователям не удалось. Так, отклоняя иск Андрея Галиничева, Максима Колесова и Даниила Петрова, служители Фемиды указали на право и обязанность пользователей самостоятельно изготавливать копии архивных документов собственными техническими средствами на возмездной основе. Аналогичное решение было принято и по иску Владимира Маркелова против Омского центра кадастровой оценки и технической документации, который по существу навязывал услугу по ознакомлению с документами стоимостью 500 рублей. «Самостоятельное копирование посредством фотографирования архивного документа является дополнительным способом использования и сохранения информации, осуществляется на возмездной основе и не свидетельствует об ограничении права на доступ к архивным документам», – констатировал Омский областной суд.

Частично экономические интересы пользователей защищает Федеральная антимонопольная служба. В частности, установленные Центральным государственным архивом историко-политических документов Санкт-Петербурга тарифы признали завышенными и незаконными. В надзорном ведомстве пришли к выводу, что архив, в котором хранятся интересующие потребителя материалы, является монополистом – занимает доминирующее положение на рынке предоставления платных услуг по исполнению соответствующих запросов. «Установленные прейскурантом условия исполнения тематических запросов являются фактически навязыванием пользователю как невыгодных экономически, так и не предусмотренных действующим законодательством условий предоставления запрашиваемых сведений об архивных документах», – отмечается в решении антимонопольного ведомства (читайте – Архивариусам предписали снизить цены на предоставление информации).

Безбумажные души

Для реализации нового проекта до конца года планируется создать Центр хранения электронных документов – постановление об этом еще в марте подписал премьер-министр Михаил Мишустин. Система призвана обеспечить автоматизированное комплектование подлинников архивных документов в электронном виде, а также их автоматизированную проверку состава и целостности. Технические особенности цифровизации архивов предписано разработать Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.

Однако большую часть существующих архивных фондов составляют бумажные документы, в том числе фотографии. Частные компании должны передавать на государственное хранение только материалы по кадровому учету (так называемому личному составу, в том числе зарплатные ведомости, личные карточки сотрудников и так далее), причем через 75 лет после их создания или в случае ликвидации работодателя. Опубликованная в минувшем году методичка, официально не являющаяся нормативным актом, впервые предусматривает возможность принятия в государственные архивы электронных документов, но технические требования к ним опять же до сих пор не определены.

В самом Федеральном архивном агентстве возлагают большую надежду на внедрение электронного документооборота в сфере трудовых отношений. По словам руководителя ведомства Андрея Артизова, при принятии специального законопроекта с Министерством труда и социальной защиты РФ удалось найти общий язык. «Все наши предложения, предусматривающие согласование с Росархивом единых требований к составу и форматам электронных документов, а также определение ответственности работодателя за хранение кадровых электронных документов, учтены в принятом законопроекте», – констатировал Андрей Артизов. Правда, эти требования должны применяться только с 1 марта 2023 года, а решение о внедрении безбумажных корпоративных архивов отдается на усмотрение самих работодателей.

Вопрос цифровизации иных передаваемых материалов остается туманным. Разрабатываемый закон о использовании электронных документов делегирует компаниям право создавать цифровые дубликаты и уничтожать бумажные оригиналы (АПИ подробно писало об этом – Обманчивая цифровизация). Однако в архивы передавать цифровые массивы запрещается. «Принципиально важно, что нормы этого законопроекта запрещают создание электронных дубликатов на документы Архивного фонда Российской Федерации», – убежден Андрей Артизов. Сам порядок работы с электронными документами Росархив пока даже не разработал.

Справка

По данным Федерального архивного агентства, в настоящее время из 550 млн единиц хранения Архивного фонда России оцифровано менее 5 процентов. В том числе 700 тысяч листов в 2018 году в рамках Федеральной целевой программы «Культура России».

Мнения

 

Андрей Ефименко, начальник Управления комплектования, обеспечения сохранности, учета и использования Федерального архивного агентства

Для проведения так называемой оцифровки необходимо не только произвести сканирование непосредственно архивных документов. Гораздо более важной задачей является перевод в машиночитаемый вид справочно-поисковых средств (описей), что позволит использовать для поиска архивных документов достоинства информационных технологий. Одновременно с этим следует отметить, что работа по переводу бумажного документа в «электронный контент» гораздо более затратна.

Таким образом, Росархив при организации «оцифровки» архивных документов прежде всего стремится предоставить пользователям научно-справочный аппарат, представляющий собой систематизированную и структурированную совокупность данных, позволяющую осуществлять поиск по содержанию (ключевым словам, номерам, датам, персоналиям и так далее). Возможность онлайн-просмотра архивных документов в связи с большим их количеством в настоящее время предполагается ограничить представлением электронных образов.

На протяжении 2022 года осуществляется опытная эксплуатация платформы, предназначенной для автоматизированного комплектования и хранения подлинников электронных архивных документов.

Елена Шахова, председатель правозащитной организации «Гражданский контроль» (включена в реестр «иностранных агентов»)

Саму идею создания единого сервиса доступа к оцифрованным архивам нельзя не приветствовать. Она позволит избежать различного регулирования услуги по ознакомлению с материалами в электронной форме. Для российских и зарубежных пользователей откроется возможность знакомиться с материалами, не тратя время и средства, чтобы попасть в читальный зал, возможно, в другом городе и даже стране. В пандемию COVID-19 многие зарубежные архивы смогли сохранить свою открытость и доступность именно благодаря предоставлению доступа к оцифрованным архивным документам. Например, Национальный архив Великобритании открыл бесплатный дистанционный доступ к своим ресурсам.

В то же время предложенный законопроект не учитывает существующие проблемы доступа к архивным материалам. В первую очередь – черепашью скорость, с которой идет процесс оцифровки документов. Это связано прежде всего с недостатком финансирования – нет оборудования и сотрудников. Кроме того, согласно рекомендациям Комитета министров Совета Европы, доступ к самому архивному документу должен быть бесплатным, а плата может взиматься только за предоставление дополнительных услуг (разнообразные генеалогические запросы по розыску информации и так далее). Обсуждаемый проект закона не гарантирует, что тарифы на получение удаленного доступа к электронным документам не будут существенно завышены.

Также не учитывается специфика ведомственных архивов таких органов, как МВД России, Министерство обороны РФ и Федеральная служба безопасности. Они практически полностью закрыты и вряд ли будут оцифровываться.

Татьяна Максимова, член московского отделения общественной организации «Архивный дозор»

Взимание платы за удаленный доступ к архивным материалам ставит под удар цели государства в области развития патриотизма, национальной идентичности, сохранения исторической правды и препятствования фальсификациям истории. Весь объем документов, которые носят массовый характер и являются базисом семейной и локальной истории, должен быть доступен бесплатно. Это метрические книги, ревизские сказки, исповедные ведомости, документы органов местного самоуправления и ряд других. В ряде регионов эти документы уже оцифрованы и доступны только платно.

Мы знаем, что на патриотическое воспитание государство ежегодно тратит миллиарды рублей. Но большая часть этих денег просто растворяется и не приводит к желаемой цели. Тогда как на поддержку сервера с оцифрованными архивными документами потребуется лишь небольшая часть «патриотического» бюджета. Но эффект будет ощутим – в появлении новых краеведческих музеев и туристических объектов, в возрождении национальных культур, в культивировании знания семейной истории и истории государства. Убеждена, что в проекте закона нужно обозначить перечень бесплатно доступных документов.

Андрей Фоменко, научный сотрудник Переславского музея-заповедника

После принятия предложенных поправок сотрудники государственных музеев полностью потеряют доступ к архивным документам через Интернет. Вместе с тем такой доступ останется у тех, чья ревизионистская работа по искажению российской истории оплачивается злонамеренными заказчиками. В результате вместо полноценной и научной истории городов и сел России, мы получим предвзятую и одностороннюю пропаганду, которая выстраивает не достоверный рассказ о нашем прошлом, а хаотическую фантазию, нужную для разрушения истории Отечества.

Для решения названной проблемы существует дешевый и эффективный способ. Он состоит в том, чтобы граждане Российской Федерации по закону получили бесплатный доступ к оцифрованным архивным документам через коммуникационную сеть Интернет. Это решение уже использовано на сайтах Министерства обороны РФ. Оно показало себя удобным для граждан Российской Федерации, давая россиянам возможность честно, открыто и научно изучать прошлое своей Отчизны по подлинным документам.