Рейтинг@Mail.ru
home

22.01.2024

Компенсацию адвокатам за задержку бюджетных выплат заменили неустойкой

22.01.2024. АПИ — За несвоевременную выплату вознаграждения адвокаты вправе взыскивать проценты, но не могут рассчитывать на субъективные компенсации. К такому выводу пришел Конституционный суд России.

Действующий с 2010 года специальный федеральный закон предусматривает выплату компенсаций за затягивание рассмотрения судебных дел и исполнения принятых решений. На них вправе рассчитывать истцы, ответчики, подсудимые и другие участники споров. При этом разумность сроков разрешения, степень допущенных нарушений и размер компенсации определяется судом субъективно, никаких даже приблизительных методик не существует.

В спорной ситуации оказался Дмитрий Белышков из Коллегии адвокатов «Династия». Еще в 2021 году он неоднократно участвовал в качестве защитника по назначению в нескольких уголовных делах. Согласно действующему законодательству, вознаграждение по установленным ставкам должны выплачиваться из федерального бюджета в течение 30 дней со дня вынесения соответствующего постановления. Однако ни разу этот срок не соблюдался. В частности, один из положенных Дмитрию Белышкову гонораров в размере всего 1,5 тысячи рублей выплатили более чем с полугодовой задержкой.

Попытка адвоката получить компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не увенчалась успехом: Московский областной суд констатировал, что требовать такую компенсацию в рамках уголовного процесса вправе только подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие и иные заинтересованные лица. Тогда как защитник по назначению стороной дела не является. «Адвокат Белышков Д.С., участвовавший в рассмотрении уголовного дела в качестве ее защитника, не относится к числу лиц, имеющих право на обращение в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок», – отмечается в определении суда. Вышестоящие инстанции отклонили жалобы Дмитрия Белышкова. «Компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда, причиненного ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов, в том числе судов», – заключила кассационная коллегия.

Эти выводы поддержал и Конституционный суд России. В то же время он напомнил о специальном механизме выплаты вознаграждения адвокату, исполняющему публично значимые функции по назначению суда или органов предварительного расследования. «Среди прочего он допускает взыскание процентов за несвоевременную выплату уполномоченными государственными органами соответствующего вознаграждения», – констатировали служители конституционной Фемиды.

По словам первого вице-президента Федеральной палаты адвокатов Михаила Толчеева, отсутствие четкого и однозначного механизма ответственности за несвоевременную оплату труда защитниками по назначению зачастую порождает значительные задержки и накопление задолженности государственных служб перед адвокатами в серьезных объемах. «В рассматриваемом определении Конституционный суд России также предпочел не указать надлежащий способ защиты права, а лишь не исключил возможности начисления процентов за несвоевременное исполнение денежного обязательства в соответствии с Гражданским кодексом РФ. На практике это создает возможность под различными предлогами избегать ответственности за несвоевременную выплату вознаграждения», – заявил Михаил Толчеев АПИ.

Справка

По данным портала «Судебная статистика РФ», суды удовлетворяют около 96 процентов заявлений о нарушении права на исполнение судебного акта в разумный срок, средняя сумма присужденной в первой половине минувшего года компенсации составила 50,4 тысячи рублей.