Рейтинг@Mail.ru
home

24.05.2016

Чиновники не знают, кто должен защищать права пользователей мобильной связи

24.05.2016. АПИ — Федеральные ведомства отказались рассматривать вопрос правомерности так называемого «залочивания» – блокировки операторами сотовой связи продаваемых устройств (мобильных телефонов, смартфонов, планшетов и иных гаджетов).

Требования к абонентским терминалам всех стандартов – GSM-900/1800, UMTS (3G), LTE (4G), а также IMT-MC-450 и IMT-MC-2000 (CDMA), утвержденные Министерством связи и массовых коммуникаций России в июле прошлого года, предусматривают, что все выпускаемые на рынок аппараты должны тестироваться на работоспособность не менее чем в трех сетях мобильной связи. Такие меры были приняты для защиты добросовестных потребителей гаджетов: «Многие пользователи обнаруживают, что приобретенные ими импортные телефоны не работают в ряде действующих на территории России сетей. Наиболее вероятной причиной подобных нарушений является преднамеренная блокировка в абонентском терминале на программном уровне некоторых сетей подвижной радиотелефонной связи, развернутых на территории России», – констатировали в Минкомсвязи.

Однако большинство операторов игнорировали новые требования. Продаваемые так называемые «брендированные» гаджеты (выпускаемые под марками «МТС», «Мегафон», «Билайн» или «Теле2») чаще всего могут работать с SIM-картами только одной сети. Причем покупателям предъявляется сертификат, подтверждающий соответствие абонентского терминала в том числе действующим с прошлого года требованиям. Сами операторы утверждают, что якобы по просьбам пользователей бесплатно снимают блокировку устройства, но на практике добиться этого чаще всего невозможно. Например, в «МТС» уже два месяца не могут объяснить, как клиент может воспользоваться таким правом.

В свою очередь,  надзорные органы не пресекают злоупотребления сотовых компаний. В качестве эксперимента журналист направил жалобу на всех работающих в Санкт-Петербурге операторов сразу в несколько ведомств, в том числе уполномоченные защищать права потребителей Роспотребнадзор, контролировать услуги связи Роскомнадзор и регулировать вопрос сертификации телекоммуникационного оборудования Федеральное агентство связи (Россвязь).

Роспотребнадзор почти сразу же переслал обращение в связное ведомство. «Контроль за исполнением приказа Минкомсвязи по вопросам применения абонентских терминалов в сетях подвижной радиотелефонной связи не входит в компетенцию органов Роспотребнадзора, – констатировала заместитель начальника отдела этого ведомства в Северном округе Москвы Виктория Зотова. – Государственный контроль и надзор в сфере связи и массовых коммуникаций осуществляет Роскомнадзор».

В эту службу переадресовала жалобу и Россвязь. Однако и Роскомнадзор не счел возможным дать оценку деятельности операторов. «Указанные в обращении вопросы не входят в компетенцию управления, – заявила заместитель начальника управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу Татьяна Халчева. – Защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в соответствии с подведомственностью дел судом, арбитражным или третейским судом».