Рейтинг@Mail.ru
home

10.06.2016

Безбумажное правосудие

Уже со следующего года подавать иски и иные судебные документы можно будет в электронной форме. Во многих случаях суды прекратят рассылку бумажных повесток и принятых решений. Такие меры должны сократить бюджетные расходы на содержание судебной системы, но не всегда будут удобны для участников споров.

10.06.2016. АПИ — Федеральный закон, реализующий масштабный проект внедрения электронного документооборота в российских судах, 7 июня был принят Госдумой и в настоящее время рассматривается Советом Федерации. Вступление его в силу запланировано на 1 января 2017 года.

Хорошо забытое старое

В арбитражных судах система подачи документов в электронном виде применяется уже десять лет. Иски, заявления, жалобы, ходатайства, приложения к ним и иные материалы через специальную форму может подавать любой пользователь – регистрация на сайте arbitr.ru не требует получения электронной подписи или прохождения процедур проверки. Правда, сами документы должны отправляться в виде сканов в формате PDF, а суд в ходе рассмотрения спора в заседании вправе затребовать оригиналы или копии в бумажном виде. Также арбитражные суды уже много лет в полном объеме публикуют все принятые решения, промежуточные определения (о принятии иска, назначении или переносе заседания, назначении экспертиз и так далее) и полную информацию о производстве по делу.

Кроме того, принятый в марте 2015 года Кодекс об административном судопроизводстве также допускает подачу через Интернет исков и иных документов по спорам с государственными органами. Но такую норму планировалось ввести в действие только с 15 сентября 2016 года – к годовщине вступления в силу самого Кодекса.

Интенсификация 2017

Новый закон унифицирует процедуры и вносит соответствующие дополнения в процессуальные законы, регулирующие уголовное, гражданское, административное и арбитражное разбирательство. Участники таких дел уже с начала следующего года смогут отправлять любые материалы в суд через размещенную на их сайтах специальную форму. Если копии документов представлены в суд в электронном виде, суд может потребовать представления их подлинников.

Одновременно сокращается и бумажный документооборот самого суда. В частности, упраздняется обязательная рассылка вынесенных решений по гражданским, административным и арбитражным делам в бумажном виде – достаточно будет опубликовать текст документа на сайте. Отправлять судебные акты заказными письмами планируется только участвующим в спорах частным лицам, при отсутствии в суде необходимых для реализации электронного документооборота технических возможностей, а также по ходатайству заинтересованной в получении оригинального документа стороны. Исключение делается только для судебных приказов – эти решения выносятся без уведомления ответчиков, а потому они и в дальнейшем должны высылаться заказной почтой. Но наряду с другими судебными актами приказ планируется размещать на сайтах.

Также с 2017 года суды могут не высылать органам власти и иным юридическим лицам повестки на каждое заседание. Предполагается, что, получив первое извещение по рассматриваемому делу, такие участники спора должны «самостоятельно предпринимать меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи». В свою очередь суды обязываются публиковать информацию о предстоящих заседаниях или совершении так называемых отдельных процессуальных действий не позднее, чем за три дня. Вместе с тем закон предусматривает, что «при отсутствии технической возможности у органов местного самоуправления, иных органов и организаций они вправе заявить ходатайство о направлении им судебных извещений и вызовов без использования информационно-телекоммуникационной сети Интернет».

Ключ от суда

Вместе с тем согласно закону отправляемые в суд документы должны быть удостоверены «электронной подписью в порядке, установленном законодательством». Конкретный вид необходимой подписи не указывается. Специальное исключение касается только подающих электронные ходатайства об обеспечении иска (аресте имущества, блокировке счета и иных действий) или приостановлении его исполнения – они должны заверяться усиленной квалифицированной электронной подписью. Ее требуется использовать для подписания представляемых сторонами документов, которые созданы исключительно в электронном виде и не имеют бумажных копий.

По действующему законодательству равнозначной собственноручной в правоотношениях с государственными органами признается только квалифицированная электронная подпись. Как правило, это специальный носитель («флэшка» или e-Tocker) с ключом. Получить его гражданин или организация может в уполномоченных удостоверяющих центрах и в большинстве случаев на платной основе (от тысячи до пяти тысяч рублей). Применение такого ключа, как правило, требует также установку на компьютер и специальных программных средств (криптопровайдера), а также оплату лицензии на их использование.

Конкретные технические требования к реализации новой системы делегировано определить Верховному суду России. Можно надеяться, что для отправки исков и иных документов он признает достаточным использование неквалифицированной электронной подписи в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Ее обладателями являются все прошедшие полную процедуру регистрации и аутентификации пользователи Единого портала госуслуг (gosuslugi.ru). Стать таковым гражданин может, обратившись в любой Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), в офисы уполномоченных банков или получив код проверки заказным письмом. Частные лица вправе получить и использовать неквалифицированную электронную подпись бесплатно, а вот руководителям компаний портал госуслуг доступен только после приобретения платного ключа в том же удостоверяющем центре.

Таким образом, участникам арбитражных дел со следующего года не удастся свободно отправлять документы в суд. Также на 1 января переносится срок внедрения электронного документооборота в административном судопроизводстве.

Кроме того, инициировавшее новую реформу Правительство России не уверено, что в обусловленный срок мировые служители Фемиды, а также работники в районных и городских судах, смогут обрабатывать электронные документы: «Применительно к судам общей юрисдикции положения закона носят диспозитивный характер и не обязывают их применять электронный документооборот, а предоставляют возможность взаимодействия в электронном виде с участниками процесса при наличии для этого в суде технической возможности. В связи с изложенным, дополнительных затрат федерального бюджета для реализации положений закона не потребуется», – поясняют чиновники.

Справка

В 2015 году российские суды рассмотрели 22,7 млн дел, в том числе 1,5 млн арбитражных и 15,8 млн гражданских споров с участием юридических лиц и государственных органов. Переход на предусмотренную законом электронную форму извещения и рассылки решений позволит отказаться от отправки не менее 20 млн заказных писем с уведомлением, что сэкономит около 1,2 млрд рублей бюджетных средств.

Мнения

 

Антон Бурков, юрист организации «Сутяжник»

С одной стороны, предложенная реформа – это прогресс! Россия в вопросе электронного правосудия обогнала даже Европейский суд по правам человека.

Но сомневаюсь, что все задуманное будет работать. По закону с 2010 года на сайтах судов общей юрисдикции должны публиковаться все решения и информация о движении дела, но и на сегодняшний день это делается с большими перебоями. Не исключено, что так же будет исполняться и новый закон.

Николай Вильчур, генеральный директор международной консалтинговой компании «Вильчур и партнеры»

Переход на электронную форму – неизбежное требование времени. Опыт показывает, что любые электронные сервисы становятся востребованными и даже привычными. Скорость, с которой это произойдет, во многом определяется не столько нормативным регулированием услуги, сколько уровнем ее технического исполнения и удобством для пользователя.

Для юристов этот сервис станет популярным практически сразу – он может дать серьезную экономию времени и повысить скорость обмена информацией. Для обычных граждан он, наверное, будет менее интересным – осваивать его для того, чтобы вести одно конкретное дело, будет не всякому под силу. Но это тоже вопрос времени.