Рейтинг@Mail.ru
home

16.06.2016

Поющие «двойники»

Нередко конкуренты, а порой бывшие партнеры или коллеги, создают компании-«двойники», фактически «захватывая» права на название и товарные знаки. Добросовестным участникам рынка защититься от таких злоупотреблений можно, но сложно.

16.06.2016. АПИ — Гражданское законодательство гарантирует зарегистрировавшему товарный знак право запретить всем иным лицам его использование. Это стимулирует так называемых «троллей», де-факто шантажирующих настоящих создателей бренда. Ведь компенсация за незаконное использование марки составляет до 5 млн рублей.

Вокально-инструментальный конфликт

Показательный спор разворачивается вокруг популярного с советского времени вокально-инструментального ансамбля (ВИА) Евгения Броневицкого «Поющие гитары». Администратор коллектива Сергей Дронов зарегистрировал соответствующий товарный знак, а отделившись – создал новую группу и попытался запретить настоящему ансамблю выступать под собственным названием.

По иску музыкантов Суд по интеллектуальным правам частично аннулировал регистрацию товарного знака. Но формальным причинам – было доказано, что предприниматель Дронов фактически не использовал его в отношении большинства указанных в заявке товаров и услуг (видеосъемки, дискотек, прокат театральных декораций, аудио- и звукозаписей и иных). В то же время служители Фемиды подтвердили право бывшего администратора на монопольное использование марки при «организации спектаклей» – оказании услуг импресарио.

Неудачей завершилась и попытка Сергея Дронова запретить коллективу Евгения Броневицкого и созданному им ООО «Поющие гитары» выступать под известным брендом и взыскать компенсацию. Ведь автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат. Тогда как бывший администратор не отрицал, что не участвовал в творческой деятельности ансамбля. Также Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области разделил понятия спектакля, на организацию которого распространяется зарегистрированный Сергеем Дроновым товарный знак, и концерта, в которых участвует вокально-инструментальный ансамбль. «Не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу и иное заведомо недобросовестное осуществление (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции», – заключил суд, отклоняя требования предпринимателя Дронова.

На защиту настоящего ансамбля встала и Федеральная антимонопольная служба. «Сергей Дронов распространяет ложные сведения об ООО и ВИА «Поющие гитары» среди концертных площадок с требованием отменить запланированные концерты ансамбля, а также в средствах массовой информации, пытаясь создать негативный образ участников ансамбля в глазах поклонников ВИА», – констатировали в петербургском управлении ведомства. Рассмотрение дела о недобросовестной конкуренции еще не завершено.

Если друг оказался вдруг...

Это далеко не первый случай, когда бывшие партнеры или даже сотрудники присваивают так называемые средства индивидуализации (товарные знаки, фирменные наименования, коммерческие обозначения, доменные имена и прочие) и становятся конкурентами. Чаще всего в этом виноваты сами бизнесмены, не придающие внимания необходимости защищать права на создаваемые бренды. 

Например, многие предприятия поручают регистрацию доменов своим системным администраторам, которые оформляют их на свое имя. Причем далеко не всегда это делается злонамеренно (для регистрации от имени юридических лиц требуется больше формальностей). Так, гражданин Ерванд Саркисянц еще в 2004 году зарегистрировал на себя домен ladm.ru, хотя для бизнеса стал использовать его только два года спустя. Высший арбитражный суд России признал такие действия нарушением исключительных прав на фирменное наименовании компании ЗАО «ЛАД-М», созданного почти за десять лет до регистрации домена.

Нередко конкурентами оказываются реальные однофамильцы. Так, несколько лет назад концертную практику начал малоизвестный музыкант Александр Викторович Розенбаум – молодой «двойник» народного артиста России Александра Яковлевича Розенбаума. Это стимулировало «настоящего» музыканта зарегистрировать одноименный товарный знак. По словам экспертов, для защиты от подобных инсинуаций многие артисты изначально выбирают себе сценический псевдоним.

Паразитирующий элемент

Эксперты отмечают сложности противостоять так называемым «патентным троллям» или сквоттерам – лицам, которые присваивают права на формально бесхозные бренды, регистрируя товарные знаки или иные средства индивидуализации (домены, наименования средств массовой информации и прочие) раньше их реальных создателей.

С подобным явлением столкнулись еще советские производители: когда Волжский автозавод планировал начать экспорт своей продукции в страны-партнеры СССР по СЭВ, выяснилось, что в Чехословакии товарный знак «Жигули» уже зарегистрирован, и без «отступных» его владелец не намерен разрешать продажу советских автомобилей. Это вынудило ВАЗ создать новый бренд – «Лада». А в конце 90-х годов небольшая фирма зарегистрировала в Роспатенте словесный товарный знак «Интернет» и начала предъявлять формально законные требования ко всем компаниям, использующим это слово в рекламе или наименовании. Правда, позже регистрация была аннулирована – Палата по патентным спорам признала название Всемирной паутины словом нарицательным.

Часто объектами «захвата» являются неохраняемые исторические бренды. Например, малоизвестное негосударственное образовательное учреждение зарегистрировало на себя товарный знак «Петершуле» – название первой школы Санкт-Петербурга (ныне школы № 222). Причем новая частная гимназия объявила себя приемником наследия школы и ее 300-летней истории. Эксперты признают, что все законные права на стороне владельца товарного знака.

А вот попытка «паразитировать» на названии созданной «Аэрофлотом» авиакомпании-дискаунтере «Добролет» обошлась зарегистрировавшему домен dobrolet-avia.ru гражданину Владимира Полякова в 140 тысяч рублей. Арбитражный суд установил, что доменное имя появилось раньше, чем был зарегистрирован товарный знак, но после так называемой даты приоритета (момента подачи первой заявки) и даты появления фирменного наименования (регистрации компании как юридического лица). «С учетом того, что запись о создании истца – ООО «Добролет» внесена в ЕГРЮЛ раньше, чем создано доменное имя dobrolet-avia.ru, администратором которого являлся ответчик, истец имеет право на защиту фирменного наименования», – констатировал суд, удовлетворяя иск авиакомпании. 

Справка

Слово «бренд» происходит от древнескандинавского «brandr», которое переводится как «жечь, огонь». Так называлось тавро – знак, которым владельцы скота помечали своих животных.

Мнения

 

Валерий Мордвинов, член правления Ассоциации патентоведов

Наличие зарегистрированного товарного знака у третьих лиц, в том числе и в руках недобросовестного, но формального «правообладателя-захватчика», дает ему значительные преимущества. Роспатент в конфликте не поможет – его административные процедуры не предусматривают анализа каких-либо доказательств, в том числе свидетельских показаний. Антимонопольные органы в этом вопросе тоже не всесильны.

Поэтому желающим защитить свое честно заработанное имя лицам придется вести долгую и занудную тяжбу в судах разных инстанций с доказательствами в руках. 

Ярослава Горбунова, старший юрист фирмы «Городисский и Партнеры»

Законом предусмотрен достаточно широкий перечень оснований для отказа в регистрации товарного знака: способность обозначения ввести в заблуждение потребителей относительно товара или его изготовителя, сходство с чужим фирменным наименованием или коммерческим обозначением, тождество с наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия, именами, псевдонимами известных лиц, названиями произведений и прочие. Регистрацию товарного знака по этим основаниям можно оспорить в административном порядке.

Но нередко товарный знак регистрируется не в отношении товаров и услуг, для которых обозначение уже известно, а смежных с ними. При этом такой правообладатель пытается ввести контрагентов и потребителей в заблуждение, вывешивая на своем сайте или в офисе только титульный лист свидетельства Роспатента, не раскрывая прилагаемого перечня товаров и услуг, для индивидуализации которых он зарегистрирован. Конечно, эту информацию можно получить из открытых реестров на сайте Роспатента, но кто будет тратить на это время? Оказываясь на одном рынке с таким владельцем товарного знака, компании вынуждены прибегать к правовым инструментам по защите от недобросовестной конкуренции.

Вадим Усков, директор компании «Усков и партнеры»

Гражданский кодекс РФ предусматривает три средства индивидуализации – товарный знак, фирменное наименование и коммерческое обозначение. 

Товарный знак приобретает свою силу только после регистрации Роспатентом заявленного обозначения. Фирменное наименование дает монополию на конкретный вид деятельности, но при этом истцу нужно доказать, что ответчик занимается тем же бизнесом.

Коммерческое обозначение защищает индивидуализацию предприятия – это аналог распространенного в Европе права на вывеску. Скажем, предприниматель Разумный открыл кафе (парикмахерскую, магазин или иное) с названием «Кря Кря» – все жители района знают именно это заведение, тогда как товарного знака нет, а фирменное наименование не защищает это название на вывеске.

Кроме того, есть еще несколько не признанных де-юро, но являющихся такими де-факто средств индивидуализации – домен, наименование средств массовой информации и имя гражданина. Последней соломинкой для обиженных является весьма неторопливый и «беззубый» способ защиты интересов в антимонопольном органе.