Рейтинг@Mail.ru
home

20.06.2016

Воздушный тайм-аут

Традиционные в летний период задержки авиарейсов могут причинить немалые убытки и испортить запланированный отпуск. Российское законодательство гарантирует возмещение причиненного пассажирам ущерба. На компенсации вправе рассчитывать и клиенты европейских авиакомпаний.

20.06.2016. АПИ — Действующий Воздушный кодекс РФ предусматривает штраф в 25 рублей за каждый час опоздания рейса и многочисленные исключения, позволяющие его не выплачивать. Вместе с тем перевозчик обязан возместить пострадавшему из-за задержки пассажиру все убытки, включая стоимость пропавших билетов на другой рейс, потерянной путевки и иные расходы.

С корабля на бал

В течение многих лет воздушные перевозки пассажиров регулировались правилами, принятыми Министерством гражданской авиации СССР еще в 1986 году. В них говорилось о единственной государственной компании – «Аэрофлот», которой разрешалось в одностороннем порядке изменять расписание, отменять рейсы, изменять маршрут и пропускать пункты посадки, не выплачивая клиентам ни копейки компенсации. В 2006 году Верховный суд России признал такие правила ущемляющими права потребителей, возложив на уже коммерческие и конкурирующие на рынке авиакомпании обязанность возмещать причиненный задержками ущерб.

В первую очередь такие компенсации взыскиваются за порой намеренный отказ перевозчика вовремя доставить добросовестного клиента – так называемый овербукинг. По статистике, до 15 процентов пассажиров не является на регистрацию, а потому многие авиакомпании в надежде на таких опоздавших продавали больше билетов, нежели мест на борту самолета. Правда, потом не все коммерческие перевозчики готовы расплачиваться за осознанный риск. Например, петербургский юрист и общественный деятель Дмитрий Некрестьянов потребовал от ОАО «Аэрофлот» выплатить ему стоимость билетов на бал, на который он опоздал из-за отказа перевозчика посадить его на выполняемый совместно с итальянской компанией Alitalia рейс. Российская компания пыталась переложить ответственность на зарубежного партнера по так называемому соглашению код-шеринга, но суд не согласился с ее доводами.

В схожей ситуации оказалась и семья Могилевых, купившая билеты на совместный рейс ОАО «Аэрофлот» и «ВладивостокАвиа» из Хабаровска на тайский остров Самуи через Владивосток и Гонконг. На стойке регистрации им заявили, что мест в самолете меньше, чем проданных билетов. В результате семья вынуждена была на такси добираться до следующего аэропорта, и потеряла один день отдыха на курорте. «Поскольку договор перевозки заключен между истцами и ОАО «Аэрофлот», которое ненадлежащим образом исполнило условия договора, что повлекло к возникновению у истцов убытков, именно ОАО «Аэрофлот» является надлежащим ответчиком по настоящему иску», – заключил Приморский краевой суд, взыскивая в пользу потерпевших пассажиров все расходы, убытки, неустойку и штрафы.

По вине перевозчика семья Руденко с семичасовым опозданием вылетела из Москвы в Дели и опоздала на стыковочный рейс в индийский город Коччи. Авиакомпания вынуждена была признать свою ошибку в бронировании билетов и даже сама возместила стоимость утраченного билета. Служители Фемиды взыскали в пользу пассажиров также расходы на проезд такси между московскими аэропортами и иные вынужденные затраты, но отказались компенсировать стоимость потерянных двух дней отдыха на курорте и пропущенного новогоднего ужина.

Безопасность дороже денег

А вот единая судебная практика привлечения к ответственности авиакомпаний, задержавших или даже отменивших рейсы из-за технических неисправностей самолетов, пока не сложилась.

Так, Пермский краевой суд взыскал компенсацию в пользу Эльвиры Мелехиной, которая планировала встретить Новый год с мамой в Республике Саха-Якутия. Но ее рейс из Перми был задержан из-за неисправности, а потому в пункт назначения пассажирка попала только 10 января, купив за свой счет новый билет на стыковочный рейс. Доводы авиакомпании о необходимости обеспечить безопасность полета были отклонены. «Действия ответчика – профессионального перевозчика, связанные с ненадлежащим исполнением обязательств в рамках договора перевозки, умаляют гарантированные законом права потребителей», – заключили служители Фемиды, взыскивая в пользу потерпевшей материальный и моральный ущерб.

Тогда как Московский городской суд отклонил иск семьи Долотовых к ОАО «Аэрофлот», отменившему рейс для устранения сбоя в работы системы электропитания. Чтобы попасть в пункт назначения, пассажиры вынуждены были за 27 тысяч рублей приобрести билеты другой авиакомпании. «Просрочка доставки пассажиров в пункт назначения в установленное договором перевозки время является следствием соблюдения перевозчиком условий безопасности полета воздушного судна, а также исключения риска угрозы жизни и здоровью пассажиров», – констатировал суд.

Кроме того, независимо от причин задержки авиакомпания обязана бесплатно предоставить пассажирам ряд услуг. Так, если через два часа после указанного в расписании времени отправления самолет все еще не вылетел, клиент вправе требовать прохладительные напитки и возможность дважды позвонить домой либо отправить два e-mail. При задержке на четыре часа перевозчик должен обеспечить пассажиров горячим питанием, а через шесть часов в ночное или восемь в дневное время – разместить в отеле и так далее. 

Однако нередко недобросовестные авиакомпании игнорируют эти требования. Они рассчитывают, что потребители не будут судиться из-за относительно небольших расходов на напитки и еду. К тому же принципиальным пассажирам не всегда удается взыскать даже доказанные затраты: «Питание является естественной потребностью организма человека, в связи с чем нельзя полагать, что истцы понесли расходы на питание в аэропорту «Шереметьево» исключительно по причине опоздания на авиарейс», – заключил Октябрьский районный суд Архангельска.

Европейский стандарт

Клиенты авиакомпаний из стран Евросоюза, в том числе россияне, формально освобождены от необходимости доказывать причиненные убытки – так называемые Правила EG 261/2004 гарантируют фиксированные компенсации. Они выплачиваются в случае отмены рейса или задержки прибытия в пункт назначения более чем на три часа. Конкретная сумма зависит от протяженности маршрута: до 1,5 тысячи километров пассажир вправе требовать 250 евро, более 1,5 тысячи – 400 евро. Если самолет летит за пределы ЕС и расстояние превышает 3,5 тысячи километров – компенсация составит 600 евро.

Регламент ЕС применяется к рейсам любых авиакомпаний – как тем, которые осуществляются в пределах «Старого света», так и вылетающим из европейских аэропортов. Если же самолет направляется в ЕС, то требовать неустойку по европейским стандартам можно только от зарегистрированного в Европе перевозчика. Компания также обязана будет выплатить пассажиру убытки в случае задержки, если его полет стартовал из европейского аэропорта и все стыковочные рейсы были заказаны в одном бронировании.

В уполномоченной организации Евросоюза по защите прав авиапассажиров Euclaim подтверждают, что для получения компенсации гражданство пассажира значения не имеет. Вместе с тем они признают, что к «чрезвычайным обстоятельствам», освобождающим авиакомпанию от ответственности, относятся неблагоприятные погодные условия или забастовка. Также перевозчик вправе отказать в посадке, имея «обоснованные беспокойства» по поводу здоровья пассажира, безопасности или при отсутствии полных проездных документов. 

Опрошенные эксперты убеждены, что большинство крупных авиакомпаний, имеющих представительства в нашей стране, добровольно выплачивают компенсации – потребителю чаще всего достаточно предъявить письменное требование. В случае отказа можно обратиться в саму Euclaim. Однако если россиянин воспользовался заказанным через сайт билетом иностранного лоукоста (низкобюджетного перевозчика), то рассчитывать на взыскание будет сложно: «Все судебные споры решаются исключительно в стране приписки авиакомпании. Это очень дорогостоящее удовольствие, представителями в суде могут быть адвокаты, клиент должен авансировать их гонорар. Тяжба может длиться не один год», – убеждены специалисты отрасли.

Справка

По данным Федерального агентства воздушного транспорта, в минувшем году российские авиакомпании перевезли 92 млн пассажиров, в том числе 39,5 млн – на международных рейсах. 

Летом 2015 года с опозданием отправилось 6,8 тысячи пассажирских рейсов (2,8 процента от общего числа), более чем в двух тысячах случаев задержка превышала пять часов. Самыми неаккуратными оказались авиакомпании «ИрАэро» (13,5 процентов задержанных рейсов), «Якутия» (11,9 процента), «ВИМ-Авиа» (11,6 процента), а также «КатэкАвиа» и «Ангара». По абсолютному количеству чаще всего опаздывали самолеты «Трансаэро» (900 рейсов или 3,5 процента от общего числа вылетов), «Уральские авиалинии» (713 – 5 процентов) и «Аэрофлот» (593 рейса или 1,1 процента).