Рейтинг@Mail.ru
home

14.09.2015

Воздушный стройнадзор

Любое строение – от коттеджа до небоскреба, возведенное в мегаполисе или его окрестностях, может оказаться угрозой для воздушного движения. Неопределенность законодательства предоставляет чиновникам неограниченную власть против застройщиков и даже дачников.

14.09.2015. АПИ — Действующие Федеральные правила использования воздушного пространства призваны обеспечить безопасность полетов, в том числе беспрепятственное снижение и посадку самолетов в аэропортах. Также надо защитить воздушные суда от птиц, внимание которых привлекают свалки и скотобойни, способных вызывать турбулентность выбросов дыма и тепла, иных опасностей. Поэтому проектирование, строительство и реконструкция любых объектов капитального и даже индивидуального жилищного строительства в так называемой приаэродромной территории допускается исключительно с санкции владельца воздушной гавани.

В зоне особого внимания

Вот только порядок выдачи таких разрешений не регламентирован, а в приаэродромную территорию попадают земли в радиусе 30 километров. В результате, например, вся Москва входит в «зоны влияния» аэропортов Шереметьево, Остафьево и Чкаловский, а вокруг столицы расположены еще Жуковский, Внуково и Домодедово. С владельцами аэродромов Пулково, Левашово и Пушкин должно согласовываться любое строительство в Санкт-Петербурге и его пригородах. С учетом военных и иных площадок свободного от надзора «воздушной администрации» места трудно, наверное, найти в любой области.

Любое строительство без разрешения собственника аэродрома является правонарушением – на владельца частного дома могут наложить штраф до пяти тысяч рублей, застройщики (юридические лица) рискуют лишиться до 300 тысяч. Но санкции не освобождают от согласований, а никаких правил их получения не существует – «аэродромные начальники» могут отказать без объяснения причин или предъявить нерегламентированные требования по установке дополнительных сигналов, окраске и так далее.

Причем вопрос, у кого нужно получать разрешение, также остается открытым. Федеральные авиационные правила делегировали такие полномочия руководству самих аэродромов, но в апреле прошлого года Верховный суд России признал эту нормы незаконной. В результате в каждом случае застройщику нужно искать собственника, который может определять свои «правила игры». Так, Правительство Санкт-Петербурга, владеющее ОАО «Аэропорт «Пулково», уполномочило выдавать разрешения городской Комитет по транспорту. Для размещения же объектов в 30-километровой зоне вокруг федеральных аэродромов придется получать санкцию от Росавиации.

Опасные коттеджи

Такая неопределенность лишает граждан возможности начать легальное строительство. Например, москвич Скибинский попытался получить разрешение на возведение коттеджа на принадлежащем ему земельном участке в Межрегиональном территориальном управлении воздушного транспорта Центральных районов, но получил необоснованный, с его точки, зрения отказ. Однако и Люберецкий городской суд Московской области, в который обратился землевладелец, не пожелал рассматривать его дело по существу из-за отсутствия соответствующих полномочий у указанной службы. Московский областной суд счел выводы первой инстанции необоснованными: «Предметом рассмотрения является проверка законности решения уполномоченного органа, отказавшего заявителю в согласовании строительства жилого дома», – констатировала апелляционная коллегия.

Для получения разрешения на строительство даже коттеджа на территории Саратова владельцы земельных участков вынуждены предъявить согласие от собственников сразу пяти аэродромов, а также комиссии Приволжского межрегионального территориального управления воздушного транспорта. Некоторые граждане пытаются оспорить абсурдные требования чиновников, доказывая, что возведение малоэтажных домов порой в десяти и более километрах от аэропорта не может представлять угрозу безопасности воздушного движения. Но суды руководствуются формальными критериями: «Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования», – констатировал Саратовский областной суд, отклоняя доводы застройщика.

Еще в более худшем положении оказались владельцы земельных участков в деревне Куприяниха Московской области, расположенной в десяти километрах от аэропорта Домодедово. Чиновники районной администрации требуют получать согласования не от Росавиации, а от Росимущества. Но этого недостаточно: еще в 2005 году областное правительство запланировало зарезервировать земли вокруг аэропорта для его перспективного развития. Никаких реальных шагов в этом направлении не принято, но строить запретили практически всем: «Несмотря на то, что схема зарезервированных земельных участков отсутствует, суд полагает, что поскольку д. Куприяниха находится вблизи аэропорта Домодедово, земельный участок заявителя может находиться в границах зарезервированных земель», – заключила судья Марина Курочкина.

Нередко формальное отсутствие спорного разрешения  может иметь для собственника недвижимости фатальные последствия. Так, Администрация Большелогского сельского поселения Ростовской области потребовала снести одноэтажную пристройку площадью аж 38 кв. метров с одной комнатой, кухней, коридором и санузлом. Ведь она была построена в хуторе Большой Лог без разрешения «воздушного начальства». Служители Фемиды сочли требования чиновников обоснованными, так как хутор находится в 9 километрах от международного аэропорта Ростова-на-Дону.

Мнения

 

Олег Аксаментов, директор Института воздушного и космического права Aerohelp

Нормативно определено, что любое строительство в радиусе 30 километров от контрольной точки аэродрома допускается только после получения согласия собственника. Такое согласие – это не право, а его обязанность – отказ по причине «нецелесообразности» не допускается. Отказ должен быть мотивирован, причем исключительно возможностью создания угрозы безопасности полетам.

Соответственно, в одном случае избушка в двух десятках километров может оказаться препятствием для заходящего на посадку воздушного судна, а в другом – вблизи можно построить небоскреб, который никакой угрозы воздушному движению представлять не будет. При согласовании специалисты проверяют заявку на предмет создания препятствий в аэронавигационном отношении. Ведь у каждого аэродрома есть полоса воздушных подходов, траектория взлета и посадки, и так далее. 

Согласовывать строительство на приаэродромной территории аэродромов, находящихся в федеральной собственности, должно Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация), осуществляющее полномочия собственника.