26.08.2016
26.08.2016. АПИ — Сервис заказа такси через Интернет не оказывает услуги перевозки, не обязан предварительно сообщать конкретного исполнителя и не несет за него ответственности. К такому выводу 22 августа пришел Арбитражный суд Москвы.
Привлечь ООО «Геттакси Рус» к административной ответственности попыталось столичное управление Роспотребнадзора. Предоставляя потенциальным пассажирам приложение для мобильных устройств, компания Gett предлагала делать заказ такси, причем в режиме онлайн, исходя из времени нахождения в пути, автомобиля и иных критериев по фиксированным тарифам определялась стоимость перевозки. В то же время потребителю не предоставлялась информация о конкретном перевозчике – индивидуальном предпринимателе или таксомоторной компании.
Такие действия оператора интернет-сервиса чиновники надзорного органа расценили как нарушение прав потребителя на получение своевременной, необходимой и достоверной информации об исполнителе. Кроме того, в общем списке партнеров, размещенном на сайте компании, отсутствовали сведения о местонахождении перевозчиков.
Проанализировав взаимоотношения ООО «Геттакси Рус» с пассажирами (заказчиками услуг по перевозке легковым такси), арбитражный суд пришел к выводу, что единственным регулирующим их отношения документом является лицензионное соглашение, активируемое пользователем при загрузке и установке мобильного приложения Gett. Используя его, потребитель получает возможность разместить заказ о заинтересованности в получении платной услуги по заказу такси, а также доставке продуктов питания, заказе блюд и готовой еды у партнеров компании. При этом пользователь соглашается с тем, что все услуги предоставляются «как есть» (AS IS), и компания не несет ответственности за качество поставляемых продуктов, за задержки, сбои, неверную или несвоевременную доставку, а также за сбои в работе платежных систем. «ООО «Геттакси Рус» предоставляет исключительно права пользования приложением Gett и ни при каких обстоятельствах не оказывает и не будет оказывать услуги осуществления заказа, равно как не несет и не будет нести какой-либо ответственности за оказываемые партнерами услуги осуществления заказа. Исполнителем по данному договору выступает непосредственно партнер», – констатировал суд.
Также служители Фемиды отметили, что по закону обязанность по доведению до потребителя информации об исполнителе услуг возлагается исключительно на него самого. Оказывающие информационные услуги компании не являются перевозчиками по договору легкового такси и имеют самостоятельный правовой статус.
Причем такие нормы и действия ООО «Геттакси Рус» не ущемляют права пассажиров – название фактического перевозчика он узнает, когда садится в такси, то есть в момент заключения публичного договора фрахтования. Ведь все партнеры на передней панели автомобиля (справа от водителя) должны размещать информацию о перевозчике, условия оплаты, визитную карточку водителя с фотографией, а также сведения о надзорных органах. «Таким образом, пассажиру достоверно известно то, что ООО «Геттакси Рус» не является перевозчиком, и доступна возможность получения информации о фактическом перевозчике до начала перевозки», – констатировал судья Игорь Уточкин, признавая постановление о привлечении компании к административной ответственности недействительным.
Отметим, что израильская компания Gett предоставляет онлайн-сервис заказа такси в Великобритании, России, США и Израиле. Размещенный на российском сайте список включает более 1,1 тысячи актуальных партнеров. Также компания оказывает услуги по заказу и доставке наборов еды, цветов, ремонту смартфонов и другие.