Рейтинг@Mail.ru
home

16.09.2016

Бесценные письма

Любая задержка в доставке или утеря письма и иной корреспонденции может привести к миллионным убыткам. Но ни ФГУП «Почта России», ни коммерческие курьерские службы не спешат возмещать причиненный клиентам ущерб.

16.09.2016. АПИ — Обязанность операторов связи – доставить отправление в целости и в установленный срок. Например, по территории Москвы, Санкт-Петербурга и областных центров корреспонденция должна идти не более двух дней, по субъектам Федерации и муниципальным районам – два-три дня, между столицами – четыре дня. Предельный срок доставки отправления из Анадыря (Чукотка) в Калининград составляет семь дней, из Дудинки в Благовещенск – 11 и так далее.

Жизнь по лимиту

Действующий Федеральный закон «О почтовой связи» ограничивает ответственность операторов. Например, за утерю заказного письма или бандероли отправитель получит двойной тариф, ценной корреспонденции – в пределах страховой суммы. За задержку в пересылке потребитель почтовых услуг (частное лицо) может претендовать на получение неустойки в размере 3 процентов в день от тарифа (то есть примерно 1,2 рублей за заказное письмо).

Ссылаясь на этот закон, почтовики пытаются уклониться от возмещения реально причиненного клиентам убытка. Так, ОАО «Волжский электромеханический завод» отправило своему партнеру в Иркутске электрооборудование стоимостью почти полмиллиона рублей обычными посылками – без описи и объявленной ценности. После того, как они были утеряны, оператор выплатил заводу двойной тариф – 1,6 тысячи рублей. Доказать фактические убытки заводу не удалось: «Выбор вида почтовой отправки принадлежит отправителю посылок... Статьей 34 Закона о почтовой связи установлен ограниченный размер ответственности оператора почтовой связи, что исключает полное возмещение убытков такой организацией», – заключил Высший арбитражный суд России, отказывая в иске.

Аналогичное решение было принято и по иску ЗАО «ТК Запсибтрансблок». Предприятие поручило ООО «Почтовая экспедиционная компания» перевести из Новосибирска во Владивосток коммерческий груз стоимостью 40 тысяч рублей. «Посылка принята к перевозке без объявления ее ценности, в связи с чем размер ответственности перевозчика перед экспедитором, а соответственно, и экспедитора перед клиентом ограничен двукратным размером тарифной платы», – констатировали служители Фемиды.

Долгожданные депеши

Утеря документов нередко может обернуться миллионными убытками. Отправлять их ценными письмами и уплачивать трехпроцентную страховку очень дорого, а за заказные операторы де-факто не отвечают. Например, ФГУП «Почта России» не доставило столичным судебным приставам исполнительный лист, отправленный петербуржцем Беляевым. Для его розыска потребителю пришлось самостоятельно ехать в Москву и получать дубликат. Помимо фактических расходов отправитель просил взыскать с оператора связи проценты за период вынужденной задержки во взыскании соответствующей суммы, а также возмещение морального вреда. Почтовики выплатили потребителю двукратную стоимость самого заказного письма (не более 80 рублей), и Санкт-Петербургский городской суд счел это достаточной компенсацией убытков, взыскав дополнительно в пользу отправителя только моральный вред.

Жительница Владивостока Гончарова не смогла улететь в отпуск в Болгарию: турфирма отправила заграничный паспорт с визой экспресс-почтой EMS Russian Post – филиала ФГУП «Почта России». Но вместо обещанных четырех дней письмо из Москвы шло три недели. Мировой судья и апелляционная инстанция ограничили ответственность связистов двойной стоимостью отправления (570 рублей), взысканием компенсации морального вреда в 15 тысяч рублей и штрафа в 7,8 тысячи рублей. Однако Приморский краевой суд решил применить к спорным отношениям законодательство о защите прав потребителей, гарантирующее полное возмещение убытков. 

Еще сложнее получить компенсацию получателю международной корреспонденции. С одной стороны, за утерю заказного письма из-за рубежа оператор связи обязан выплатить 30 особых валютных единиц – «специальных прав заимствования», что эквивалентно 37,5 евро. С другой – ФГУП «Почта России» отказывается рассматривать претензии российских получателей корреспонденции.

Само государственное предприятие формально объясняет практику рассмотрения подобных споров: «Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг. Убытки, причиненные при оказании услуг почтовой связи, возмещаются оператором в размерах, предусмотренных статьей 34 Федерального закона «О почтовой связи», – пояснили АПИ в пресс-службе ФГУП «Почта России».

Вместе с тем, кроме самих потребителей или получателей корреспонденции, санкции против безответственных связистов применяет Роскомнадзор. Даже незначительную задержку в доставке письма или иного отправления чиновники квалифицируют как нарушение лицензионных условий, которое влечет административный штраф в сумме до 40 тысяч рублей. Как правило, дела возбуждаются по жалобам потребителей: ежегодно арбитражные суды рассматривают более тысячи таких дел, в большинстве случаев на ФГУП «Почта России» налагают штраф в 30-35 тысяч рублей, реже – ограничиваются предупреждением.

Разбойники с большой дороги

Нередко почтовики становятся жертвами грабителей. Например, во Владивостоке неизвестное лицо похитило перевозимую курьерской службой «СПСР-Экспресс» корреспонденцию, в том числе заграничный паспорт Сергея Верещагина с британской визой. В результате оплаченная поездка в Лондон оказалась сорванной.

В суде связисты коммерческого оператора ссылались на установленные отраслевым законом лимиты выплаты. Но служители Фемиды констатировали, что он не ограничивает размер убытков, подлежащих возмещению при оказании услуги ненадлежащего качества. «Действия ООО «СПСР-Экспресс» по утрате почтового отправления находятся в причинной связи с наступившими последствиями и причиненным истцу материальным ущербом, и являются основанием для применения ответственности перед потребителем услуг», – заключил Приморский краевой суд, взыскивая в пользу несостоявшегося туриста стоимость утраченной путевки, перелета в Москву и иные убытки.

А вот тамбовский филиал ФГУП «Почта России» пытался убедить суд, что ограбление является форс-мажорным обстоятельством, освобождающим предприятие от возмещения стоимости украденной посылки с ноутбуком ASUS. Ленинский районный суд Тамбова отклонил эти доводы, взыскав в пользу владельца похищенного товара почти 69 тысяч рублей убытков. Но к моменту рассмотрения дела в апелляционной инстанции в отношении грабителя уже был вынесен приговор, предусматривающий взыскание в пользу признанного потерпевшего потребителя причиненный убыток. Поэтому, рассматривая гражданское дело, Тамбовский областной суд указал на недопустимость получения истцом двойного возмещения и отклонил его требования.

Справка

Ежегодно операторы почтовой связи теряют до 48,6 тысячи отправлений, оценочной стоимостью 92 млн рублей (в среднем – по 1,9 тысячи рублей).

По данным Роскомнадзора, между областями своевременно доставляется менее 70 процентов корреспонденции, между Москвой и Московской областью – около половины. Норматив сроков доставки экспресс-отправлений EMS соблюдается в 86,2 процентах случаев. 

Мнения

 

Дарья Розенберг, корпоративный юрист Объединенной консалтинговой группы

Общемировой считается практика ограничения ответственности операторов почтовой связи.

Установленное в нашей стране ограничение является императивным. Это значит, что все убытки, включая как реально понесенные расходы, так и упущенную выгоду, подлежат возмещению только в установленных федеральным законом «О почтовой связи» пределах. Исключение – если повышенная ответственность закреплена в отдельном договоре с оператором связи. Но это в общепринятом ежедневном обороте не встречается.

Таким образом, единственный выход, который можно предпринять, – указание реальной объявленной ценности вложения. Естественно, соответствующим образом возрастает плата за само отправление, но она в случае утери документов обеспечит  хоть какую-то минимальную гарантию возможной компенсации.

Александр Гервиц, руководитель департамента клиентского сервиса группы компаний Pony Express

Ответственность перед клиентами компании Pony Express регулируется действующим законодательством России о почтовой связи. В некоторых случаях законодательно закрепленная ответственность может быть увеличена путем внесения соответствующих пунктов в договор с отдельными клиентами либо в соответствии с внутренними регламентами компании. В любом случае размер компенсации при несвоевременной доставке является процентом от его стоимости либо полным возмещением тарифа.