12.10.2016
12.10.2016. АПИ — Установленные квалификационные требования к представителям в административных делах не нарушают права граждан. К такому выводу пришел Конституционный суд России.
Действующий уже больше года Кодекс РФ об административном судопроизводстве (КАС) предусматривает, что представителями в спорах с государственными органами вправе выступать только обладатели высшего юридического образования. Помимо доверенности они обязаны представить суду копию диплома. Кроме того, если в большинстве дел гражданин может сам отстаивать свои интересы, то при оспаривании нормативных правовых актов участие профессионального юриста является обязательным.
Жалобы в Конституционный суд России подало сразу несколько граждан, административные иски которых не были приняты из-за отсутствия дипломированного представителя. Такие же требования предъявил и Уполномоченный по правам человека в России. По мнению заявителей, спорная норма КАС ограничивает доступ не имеющих высшего юридического образования граждан к судебной защите и нарушает их право на выбор представителя.
Ранее Конституционный суд России уже рассматривал схожую проблему. Так, в 2004 году он признал нелегитимным введение ограничения на представление организаций в арбитражном процессе только их штатными сотрудниками или адвокатами. В то же время служители Фемиды неоднократно подчеркивали, что конституционное право на судебную защиту не означает безусловное право выбирать в качестве представителя любое лицо. В частности, в уголовном процессе «адвокатская монополия» была признана обоснованной.
Оценивая законность введенного запрета на участие в административных делах не имеющих юридического образования представителей, Конституционный суд России пришел к выводу, что по своей природе обжалование гражданином нормативного правового акта не ограничивается только определением его прав и обязанностей, но и затрагивает интересы других лиц. Ведь в случае отклонения такого административного иска схожий не может быть подан. Поэтому введение требований об обязательном участии в таких спорах квалифицированного юриста было признано соразмерным.