Рейтинг@Mail.ru
home

17.10.2016

«Альфа-банк» обязали подчиниться Роспотребнадзору

17.10.2016. АПИ — Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека вправе осуществлять контроль кредитных организаций. К такому выводу пришел Арбитражный суд Москвы.

Административное дело против АО «Альфа-банк» еще в ноябре 2015 года было возбуждено управлением Роспотребназора по Республике Татарстан. Подавший жалобу заемщик Александр Глазунов сообщал о непредставлении ему обязательной информации. Для объективного исследования этого вопроса чиновники направили в кредитную организацию запрос о предоставлении ряда документов и материалов. Однако банк отказался сотрудничать, заявив, что «у Роспотребнадзора отсутствуют полномочия по проверке деятельности кредитных организаций в сфере потребительского кредитования, в том числе полномочия по проведению административных расследований в связи с обращениями заемщиков».

Попытка финансистов затруднить проверку не увенчалась успехом – собрав доказательства нарушения прав потребителя, надзорный орган вынес решение о наложении на АО «Альфа-банк» административного штрафа. 

Оспаривая его законность в арбитражном суде, юристы кредитной организации вновь указывали на превышение чиновниками предоставленных им полномочий. Но служители Фемиды пришли к выводу, что мегарегулятор – Банк России – осуществляет надзор на финансовом рынке, который является частью потребительского. В свою очередь, контроль за соблюдением требований законодательства в области защиты прав потребителей, в том числе в сфере кредитования, возложен на Роспотребнадзор. «Таким образом, АО «Альфа-Банк» вопреки требованиям действующего законодательства не предоставило в трехдневный срок в управление необходимые документы и информацию в рамках проводимого административного расследования, что свидетельствует о пренебрежительном отношении юридического лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Бездействие АО «Альфа-Банк», выразившееся в непредставлении информации, образует состав административного правонарушения», – констатировал суд, подтверждая легитимность проведенной проверки и наложенного штрафа.

Апелляционная инстанция признала такое решение правомерным и обоснованным, 3 октября оно вступило в законную силу.

Справка

В 2015 году Роспотребнадзор рассмотрел 20,6 тысячи обращений клиентов банков. По результатам проведенных внеплановых проверок надзорный орган наложил 1,1 тысячи административных штрафов и выдал 227 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушений.

Еще более 180 тысяч обращений в отношении деятельности кредитных организаций получила специальная служба Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров.

Судами рассмотрено 121,3 тысячи исков потребителей финансово-кредитных учреждений, больше половины из них – 67,4 тысячи – полностью или частично удовлетворены. Средняя сумма взыскания составила 106 тысяч рублей.