Рейтинг@Mail.ru
home

23.11.2016

Знаковые рейдеры

Недобросовестные участники рынка, используя правовую незащищенность раскручиваемых конкурентами брендов, пытаются присвоить права на них

23.11.2016. АПИ — Недобросовестные участники рынка, используя правовую незащищенность раскручиваемых конкурентами брендов, пытаются присвоить права на них. Многообразие так называемых средств индивидуализации порой делает такие де-факто злоупотребления легальными.

Действующее гражданское законодательство не предусматривает понятия бренд или марка – средствами признаются товарные знаки, фирменные наименования, коммерческие обозначения. Вторичное значение имеют домены, наименования средств массовой информации и другие.

Средства массовой дезинформации

«Знаковый конфликт» разгорелся в Северной столице. Созданное гражданином Алексеем Максимовым ООО «Нова-Медиа групп» зарегистрировало печатные издания «Life78» и «47news». Распространять их планируется соответственно в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Эти наименования схожи с брендами популярного телеканала «Lifenews78» (бывший «100ТВ», входит в федеральный холдинг News Media Арама Габрелянова) и интернет-портала 47news.ru медиа-группы «АЖУР», работающих в тех же регионах.

По словам самого г-на Максимова, его сотрудники обнаружили эти названия «не занятыми»: «Роскомнадзор был удивлен не менее, чем я, но по закону зарегистрировал оба названия и закрепил оба за моей компанией – ООО «НоваМедиа групп», о чем сделаны соответствующие записи в реестрах Роскомнадзора и выданы соответствующие свидетельства», – заявил Алексей Максимов агентству РБК.

Формально действия ведомства полностью законны: отказ в регистрации СМИ допускается только при совпадении наименования и формы распространения. То есть на рынке может легально появиться еще сетевое издание, радиоканал и информагентство «Life78», теле- и радиопрограмма «47news» и другие одноименные масс-медиа. Кроме того, наименования зарегистрированных новым издателем журналов не полностью тождественны существующим СМИ, хотя схожи «до степени смешения».

Эксперты считают ситуацию спорной – юридически права на распространение есть и у существующих телеканала и интернет-портала, и у созданных ООО «НоваМедиа групп» печатных СМИ. Причем на сегодняшний день ни одна сторона не может уличить другую в нарушении прав на средства индивидуализации, так как никто не имеет прав ни на соответствующие товарные знаки, ни на фирменные наименования.

Федеральная служба совести

С другой стороны, как только компания г-на Максимова начнет продажу рекламы в журналах, их платное распространение или иное коммерческое использование спорных брендов, в конфликт может вмешаться Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Действующее законодательство позволяет ей субъективно оценивать злоупотребления участников рынка.

Такие требования предусмотрены в том числе Парижской конвенцией, ратифицированной СССР почти полвека назад. «Она возлагает на страны-участницы обязанность обеспечить эффективную защиту от недобросовестной конкуренции. Одной из ее форм являются все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов, промышленной или торговой деятельности конкурента. При смешении продукция хозяйствующего субъекта по тем или иным параметрам настолько напоминает продукцию конкурента, что потребитель способен принять его товар за товар конкурента», – отмечается в разъяснениях руководителя ФАС Игоря Артемьева.

Ведомство имеет богатую практику рассмотрения таких споров, причем под средством индивидуализации понимаются не только зарегистрированные в качестве товарных знаков или иные официально закрепленные объекты. Например, актом недобросовестной конкуренции ФАС признала использование работающим на территории Краснодарского края и Республики Адыгея оператором сотовой связи ООО «Телеком Евразия» тарифного плана «Просто для общения», так как одноименный тариф месяцем раньше ввело ОАО «Мегафон». Оспаривая выводы чиновников, сибирские связисты указывали, что спорное наименование не зарегистрировано как товарный знак. Однако арбитражный суд пришел к выводу, что этот факт «сам по себе не влияет на квалификацию действий как недобросовестной конкуренции».

Кто победил, тот прав

Между тем только обладатель прав на товарный знак может требовать прекращения любого использования бренда в отраслях (группах товаров и услуг по международному классификатору), указанных в свидетельстве. То есть, зарегистрировав знаки «Life78» и «47news» в соответствующих категориях, участники конфликта смогут получить важное преимущество. АО «Ньюс Медиа» (телекомпания Lifenews) еще в июне подал заявку на регистрацию знака «Life 78».

Вместе с тем получение свидетельства не гарантирует правообладателю победу в таком споре. Суды также вправе оценивать не только формальную сторону вопроса, но и добросовестность действий участников. Арбитражная практика знает понятие «обратного захвата» – регистрацию сходного до степени смешения с существующим брендом или иным обозначением (наименованием магазина, доменов, изданием и прочим) товарного знака с целью дальнейшего «отбирания» прав на такой объект. Основной характеристикой такого «захвата» является наличие у «исторического» владельца определенного уровня известности и популярности, и, соответственно, активное и добросовестное использование бренда. «Действия же правообладателя, отследившего успешную компанию и зарегистрировавшего товарный знак, по своей правовой сути представляют собой форму злоупотребления правом и акт недобросовестной конкуренции», – констатируют служители Фемиды.

Доказать «обратный захват» удается крайне редко. Так, американская корпорация Dorneco Holdings Ltd, предъявившая свидетельство на товарный знак «Pay-Me», смогла аннулировать регистрацию российского домена payme.ru. Вынося такое решение, суд указал, что истец активно использует бренд для предоставления связанных с банковским обслуживанием услуг, тогда как ответчик лишь «забронировал» домен. А вот созданному в 2003 году новосибирскому ООО «Сырьевая Альтернатива» удалось отстоять право на использование собственного наименования, хотя такой товарный знак спустя десять лет зарегистрировала одноименная кемеровская компания.

Мнения

 

Валерий Мордвинов, член правления Ассоциации патентоведов

Общее правило – «кто первый встал». Однако один участник конфликта опередил другого в товарном знаке, а другой первого – в регистрации фирменного наименования в налоговых органах или наименования СМИ в Роскомнадзоре. Наибольшие шансы на удовлетворение иска имеет тот, кто первым соберет доказательства более раннего использования «сходного до степени смешения» обозначения. Если же тождественность «двойников» будет доказана, то можно говорить и о недобросовестной конкуренции.

В процессе экспертизы нового товарного знака Роспатент с удовольствием воспримет любые материалы о «предполагаемом введении потребителя в заблуждение». Иногда удавалось даже через несколько лет отменить состоявшуюся регистрацию товарного знака. Например – из-за нарушения чайной компанией авторских прав музыкальной группы «ЧАЙФ».

В то же время судебным экспертам придется сломать много копий, доказывая высокую степень сходства обозначений «Lifenews 78» и «Life 78». Поэтому споры вокруг ООО «Нова-Медиа групп» будут длиться, скорее всего, долго, и однозначные выводы делать рано. 

Вадим Усков, директор компании «Усков и партнеры»

Регистрация СМИ формально не является основанием для отказа в регистрации товарного знака. Поэтому знаки регистрируются «поверх» СМИ регулярно. 

В отличие от товарного знака, Гражданский кодекс РФ не наделяет свидетельство средства массовой информации исключительностью прав. Судебная практика долгие годы была очень противоречива. Однако на сегодняшний день в споре СМИ и товарного знака суды все чаще применяют принцип старшего права. Иными словами, для разрешения конфликта будет иметь значение дата приоритета. И если товарный знак старше и зарегистрирован по соответствующим позициям перечня, то учредитель СМИ с высокой вероятностью проиграет иск владельцу товарного знака.