Рейтинг@Mail.ru
home

06.12.2016

Работодателей обязали внимательно изучать «служебное» прошлое кандидатов

06.12.2016. АПИ — Неосторожно принявшая на работу бывшего чиновника частная компания или иная организация может быть оштрафована на сотни тысяч рублей. Спорные вопросы применения таких антикоррупционных мер 30 ноября разъяснил Верховный суд России.

Действующий уже пять лет федеральный закон обязывает большинство бывших государственных и муниципальных служащих, трудоустраиваясь в течение двух лет после увольнения, предупреждать нового работодателя о ранее занимаемой должности. В свою очередь, руководитель в десятидневный срок со дня оформления трудового контракта должен уведомить о новом сотруднике его бывшего начальника (государственный орган). Такая же обязанность возлагается на заключивших с покинувшим службу лицом договора подряда, поручения и иные, предусматривающие выплату более 100 тысяч рублей в месяц. Уклонение от информирования ведомства карается штрафом в сумме до полумиллиона рублей для компаний и до 50 тысяч для их руководителей, иных должностных лиц или индивидуальных предпринимателей.

По данным высшей инстанции, за последние три года судами было рассмотрено более 9 тысяч дел о привлечении работодателей к административной ответственности за сокрытие сведений о найме бывших чиновников. 

Вместе с тем, проанализировав практику, служители Фемиды пришли к выводу, что санкции можно применять только при наличии вины руководителя компании – когда он знал о «служебном» прошлом сотрудника. Так, суд освободил от наказания предприятие, принявшее на работу бывшего контролера-ревизора Федеральной службы финансово-бюджетного надзора: в ходе проверки выяснилось, что она потеряла трудовую книжку и не сообщила работодателю о занимаемой ранее должности.

Кроме того, Трудовой кодекс РФ запрещает при трудоустройстве требовать от нового работника какие-либо не предусмотренные законом документы, в том числе о прохождении государственной или муниципальной службы. Равно как работодатель не обязан самостоятельно запрашивать такие сведения у иных лиц. В спорной ситуации в трудовой книжке содержалась только информация о прохождении службы в органах внутренних дел без указания конкретной должности. «Материалы дела не содержат доказательств того, что гражданин при заключении трудового договора сообщил работодателю полные сведения о последнем месте службы, а именно: предоставил сведения о занимаемых им должностях. При таких обстоятельствах суд посчитал, что вину в совершении вмененного административного правонарушения нельзя считать установленной», – заключил Верховный суд России.

В то же время высшая инстанция подчеркивает, что установленные антикоррупционные меры ориентированы на обеспечение безопасности государства, а потому пренебрежение ими не может рассматриваться как малозначительный проступок. В случае незначительной (на один-два дня) задержки в отправке уведомления суд вправе определить штрафные санкции ниже установленного законом минимального значения (100 тысяч для организаций и 10 тысяч для их руководителей или предпринимателей).

Напомним, что Конституционный суд России признал санкции за несообщение о «служебном» прошлом легитимными. «Установление данной обязанности направлено на повышение эффективности противодействия коррупции и основывается на принципах приоритетного применения мер по предупреждению коррупции и комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер для борьбы с этим явлением», – констатировали служители Фемиды.