Рейтинг@Mail.ru
home

04.01.2017

Исправительно-трудовая повинность

Совершившие даже тяжкие преступления с этого года могут рассчитывать на более мягкую меру наказания – принудительные работы: вместо колоний такие осужденные будут направлять в специально созданные Исправительные центры. Но воспользоваться всеми льготами такого режима «заключенным» пока не дано.

04.01.2017. АПИ — Согласно действующему Уголовному кодексу РФ принудительные работы как альтернатива лишению свободы могут назначаться за четыреста различных преступлений небольшой или средней тяжести, а также за впервые совершенный тяжкий проступок.

Центр для жизни

По закону такие осужденные должны отбывать наказания в Исправительных центрах по месту жительства (в пределах субъекта Федерации). Сами условия содержания существенно мягче, чем в исправительных колониях. Например, «заключенные» вправе иметь при себе практически любые вещи, в том числе пользоваться средствами связи (телефонами, планшетами и иными устройствами для выхода в Интернет и так далее). Запрет касается только алкогольных напитков и пива, эротических, порнографических и экстремистских материалов, игральных карт, наркотиков, оружия и иных изъятых из гражданского оборота предметов. 

Кроме того, осужденные могут заниматься творчеством и принимать участие в спортивных мероприятиях, распоряжаться личным временем (полтора часа в день), заочно обучаться в профессиональных образовательных организациях и пользоваться иными правами. При отсутствии собственных финансовых средств осужденный по специальному нормативу бесплатно обеспечивается казенной одеждой, питанием и иными вещами первой необходимости. Проживают «заключенные» в общежитиях, каждому выделяется по 4 кв. метра площади и отдельное спальное место.

Также предусматривается и «условно-досрочное освобождение»: соблюдающие режим и отбывшие не менее трети срока наказания могут переехать из Исправительного центра в собственное или арендованное жилье в границах того же муниципального образования.

Arbeit macht frei – работа делает свободным

В отличие от колоний, для обитателей Исправительных центров труд является обязательным условием. Место работы определяется администрацией с учетом специальности, трудоспособности, состояния здоровья, пола и возраста осужденного. Трудоустройство допускается в том числе в частных компаниях, при этом работнику должны предоставляться почти все установленные трудовым законодательством гарантии, в том числе ежегодный оплачиваемый 18-дневный отпуск. Вместе с тем из получаемой заработной платы в пользу казны по приговору суда удерживается до 20 процентов. Этих средств, по оценкам чиновников Администрации Президента России, должно хватить на компенсацию текущих расходов по содержанию Исправительных центров. Отдельно «заключенные» обязаны оплачивать коммунальные и иные связанные с их проживанием услуги.

Правда, трудоустройство по профессии никто не гарантирует, и в большинстве случаев даже высококвалифицированным специалистам придется осваивать труд рабочих. Например, в одном из мест отбывания принудительных работ есть лесопильно-деревообрабатывающее производство (налажен выпуск пиломатериалов, столярных изделий и сувенирной продукции), швейный цех, животноводческий комплекс и подсобное хозяйство (разводят крупный рогатый скот, свиней и кур, выращивают овощи и зелень). 

Некоторые юристы ставят под сомнение легитимность введения принудительных работ, так как Конституция России прямо и однозначно запрещает любое принуждение к труду. Хотя международные правовые акты, в том числе стандартные правила ООН по обращению с заключенными, обязывают осужденных «трудиться в соответствии с их физическими и психическими способностями». Позитивно квалифицируют труд в местах отбывания наказания и Европейские пенитенциарные правила, а согласно Конвенции Международной организации труда (МОТ) выполняемая по приговору суда и проводимая под надзором и контролем государственных органов работа не подпадает под понятие принудительного труда.

Места не столь отдаленные...

Вместе с тем на практике новое наказание, скорее всего, применяться будет крайне редко и может оказаться даже более суровым, чем лишение свободы.

По предварительным оценкам авторов реформы, среднегодовая численность осужденных к принудительным работам может составить около 30 тысяч человек, а в первый год введения в действие нового вида наказания – 5,5-6 тысяч человек. Однако, как пояснили АПИ в пресс-службе Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), пока создано только четыре Исправительных центра вместимостью 464 человека – в Тюменской и Тамбовской областях, Ставропольском и Приморском краях. Кроме того, в семи колониях (Башкортостане, Карелии, Самарской, Смоленской, Архангельской и Новосибирской областях, а также Забайкальском крае) выделены специальные участки для содержания 432 осужденных к принудительным работам. «С начала 2017 года возможностью применения нового вида наказания будут охвачены все федеральные округа», – заявили в пресс-службе ведомства.

Таким образом, на сегодняшний день принудительные работы как мера наказания могут применяться только в отношении каждого седьмого подсудимого, который вправе был на них рассчитывать. Кроме того, большинству получивших «заветный билет» придется отбывать срок в других регионах, так как в городах федерального значения и крупнейших областях нет ни Исправительных центров, ни даже спецучастков в колониях. Так, осужденных москвичей отправят в поселок Анохово Смоленской области, петербуржцы должны будут переехать на «север» – в Плесецкий район Архангельской области или поселок Сегежа Карелии, екатеринбуржцы – в Тюмень и так далее. 

Эксперты напоминают, что по действующему законодательству осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, а также умышленные деяния небольшой и средней тяжести, направляются в колонии-поселения. Такие заключенные должны жить в общежитиях или в съемном жилье, практически не ограничены в свободе передвижения в пределах муниципалитета, вправе пользоваться средствами связи и прочими благами. Равно как они не обязаны работать, могут почти свободно трудоустраиваться, заниматься удаленной деятельностью (так называемым «фрилансом») и не обязаны отдавать государству ничего, кроме обычных налогов.

Справка

По расчетам ФСИН, для отбытия наказания в виде принудительных работ только в течение первого года необходимо 30 Исправительных центров, инвестиции в создание которых оцениваются примерно в 2,1 млрд рублей (в среднем по 350 тысяч рублей на осужденного). Также придется нанять около 900 сотрудников, денежное довольствие которых составит 300 млн рублей в год.

По состоянию на 1 декабря в исправительных колониях отбывали наказание 522,7 тысячи заключенных, в колониях-поселениях – 33,9 тысячи человек.

Мнения

 

Владимир Шнитке, член правления общества «Мемориал»

Принудительные работы как мера наказания будут вводиться постепенно. Первый этап – «пионерский», должен отрабатываться в нескольких регионах. Не думаю, что это получит большое распространение в ближайшие годы, так как организация исправительных центров требует достаточно больших затрат, а сейчас бюджет ФСИН пуст.

По моему мнению, принудительные работы отчасти напоминают то, что в 90-х годах назвалось «химия». На нее направляли в первую очередь алкоголиков. Их помещали в охраняемые казармы и по сменам в автобусах возили на работу на какое-нибудь предприятие, с которым ФСИН заключил договор на поставку «рабов». Но раньше государственные предприятия по указанию обкома партии обязаны были организовать такие участки. Сейчас же, думаю, связываться с такими трудящимися частные предприятия не очень-то захотят – дешевле и намного менее хлопотно нанять гастарбайтеров. Возможно, город выделит рабочие места в ГУПах, по уборке территории, работы на свалках и тому подобное, но таких предприятий не много.

Полагаю, что принудительные центры окажутся даже хуже теперешних колоний. Ведь в колониях как минимум есть врач, библиотека, хоть какие-то возможности учиться. Как будет в новом варианте, пока не понимаю. 

Также не уверен, что принудительный труд исправит человека. Большинство получающих небольшой срок – это наркоманы. И если их соберут вместе, туда рекой потекут наркотики. Поставить заслон «зелью» не удается даже в колонии, а уж в исправительных центрах вряд ли будет возможно.