Рейтинг@Mail.ru
home

16.01.2017

Госзаказчики вынуждены заключать контракты с сомнительными компаниями

16.01.2017. АПИ — Государственные унитарные предприятия не могут проявлять должной осмотрительности при выборе поставщиков. К такому выводу пришли в Департаменте налоговой и таможенной политики Министерства финансов России и Федеральной налоговой службе.

Уже почти десять лет фискальные органы проводят риск-ориентированный подход и рекомендуют участникам рынка самостоятельно оценивать в том числе своих партнеров. В частности, заключая контракт с какой-либо организацией, добросовестным бизнесменам предлагается проверить наличие нового контрагента в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), убедиться, что он расположен по указанному в документах адресу и местонахождение не относится к так называемым «адресам массовой регистрации». При наличии этих или иных сомнений налоговики предлагают провести дополнительное исследование или отказаться от сделки. Такие меры направлены на «повышение налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, рекомендации им исследовать определенные признаки при оценке налоговых рисков», – поясняют в финансовом ведомстве.

В то же время чиновники напоминают, что с 1 января государственные и муниципальные унитарные предприятия должны заключать договора в рамках контрактной системы. Федеральный закон (№ 44-ФЗ) определяет исчерпывающий перечень предъявляемых к участнику процедур закупок требований и оснований для отклонения их заявок. Расширять эти условия госзаказчики не вправе. «Осуществление проверки организации на благонадежность и незаключение договора с победителем проведенной закупки в случае выявления признаков неблагонадежности будут противоречить закону. Таким образом, государственные унитарные предприятия в целях проявления должной осмотрительности не могут в полной мере реализовать свое право самостоятельно определять способы ее проявления», – констатирует заместитель директора Департамента налоговой и таможенной политики Минфина Виталий Прокаев.

Он также напоминает, что «признаки сомнительности» не являются основанием для включения компаний в реестр недобросовестных поставщиков. Таковыми признаются только партнеры, контракты с которыми расторгнуты, в том числе по решению суда или в связи с существенным их нарушением. «В связи с изложенным предлагаем обратиться в Минэкономразвития России с предложением о внесении изменений в законодательство в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», – убеждены в Минфине.

На самом деле закон предусматривает обязательное предоставление участником конкурсных процедур заключения государственных и муниципальных контрактов выписок из ЕГРЮЛ, учредительных документов, подтверждения полномочий руководителя и ряда иных материалов. Кроме того, при проведении аукционов и конкурсов с начальной ценой свыше 15 млн рублей заказчик вправе потребовать от снизивших стоимость работ более чем на 25 процентов претендентов финансового обеспечения или подтверждающей их добросовестность информации. Таковыми доказательствами признаются сведения об опыте исполнения компанией государственных и муниципальных контрактов.