Рейтинг@Mail.ru
home

19.01.2017

Дома в приаэродромной территории избежали тотального сноса

19.01.2017. АПИ — В Министерстве транспорта России отказались от идеи внесудебного сноса всех строений, возведенных в радиусе 30 километров от аэропортов без их санкции. Против такого законопроекта выступили эксперты Минэкономразвития.

Действующее законодательство допускает строительство и ведение иной деятельности на так называемой приаэродромной территории только с разрешения собственника «воздушной гавани». Дома, возведенные без такой санкции, могут в судебном порядке признаваться самовольной постройкой и должны сноситься за счет владельца. Причем приаэродромной признается территория радиусом в 30 километров от центра аэродрома (АПИ подробно писало о таких правилах и сложившей судебной практике их применения – Воздушный стройнадзор).

Подготовленный транспортным ведомством законопроект возлагал на муниципалов обязанность обеспечить снос построек, которые, по данным надзорных органов, «нарушают безопасность полетов воздушных судов и негативно воздействуют на оборудование аэродромов и здоровье граждан». Причем такое решение планировалось принимать «без суда и следствия» – в семидневный срок. Такие меры, по мнению разработчиков, должны пресечь незаконное строительство вблизи аэродромов. В подтверждение приводятся многочисленные примеры. Так, из-за построенного в конце взлетно-посадочной полосы многоэтажного дома в 2011 году был закрыт подмосковный аэропорт Быково, плотная застройка мешает развитию аэропорта Внуково и вынудила его руководство ввести ограничения по приему и выпуску воздушных судов в ночное время. «Неконтролируемая застройка вблизи аэропортов негативно отражается на безопасности полетов и на здоровье граждан. Например, когда самолеты вынуждены менять траекторию посадки из-за слишком высокой крыши стоящего неподалеку коттеджа, а также в случаях, когда жилые дома незаконно возводятся близ аэропорта и систем организации воздушного движения, где граждане получают негативное излучение», – отмечают в ведомстве.

Тогда как большинство участников публичных обсуждений и проведенной Министерством экономического развития РФ экспертизы (оценки регулирующего воздействия) высказались против такого механизма. Ведь только в районе аэропорта Домодедово придется снести более двух десятков населенных пунктов. В зоне риска оказываются целые города: Международный аэропорт Иркутска расположен в 8 километрах от его центра, Кольцово – в 16 километрах от центра Екатеринбурга. В территорию аэропортов попадают почти вся Москва, Санкт-Петербург и другие мегаполисы.

Кроме того, эксперты напоминают, что связанные с приаэродромной территорией ограничения должны учитываться при выдаче разрешений на строительство, а решать вопрос о сносе самовольных построек муниципалы вправе и в рамках действующего законодательства, то есть без взаимодействия с транспортным ведомством. Если же органы местного самоуправления разрешили строительство без получения санкции собственника аэродрома, то они и будут нести за это ответственность. «Собственники таких объектов могут обратиться в суд с исками о взыскании из бюджетов муниципальных образований компенсации за имущество, которое утрачено в результате сноса... Принятие проектируемых норм способно привести к риску банкротства значительного количества муниципальных образований, на территории которых находятся попадающие в зоны приаэродромных территорий населенные пункты, так как разрешения на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства выдавались без ограничений и учета приаэродромной территории», – констатируют эксперты. 

«На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития сделан вывод об отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования», – отмечается в заключении, подписанном заместителем министра экономического развития РФ Саввой Шиповым. В Минтрансе, проанализировав представленные доводы, приняли решение отказаться от работы над законопроектом.