01.02.2017
Российские «мытари» получат информацию о счетах граждан, открытых в большинстве зарубежных банков. Под «колпак» попадут даже те, кто не пользуется счетом, возможно, много лет, но не закрыл его до конца минувшего года. Для избежания карательных санкций эксперты рекомендуют честно задекларировать свои финансы за границей или выбирать для их хранения немногочисленные условно-оффшорные юрисдикции.
01.02.2017. АПИ — К Многостороннему соглашению об автоматическом обмене информацией о финансовых счетах (Competent Authority Agreement on Automatic Exchange of Financial Account Information) наша страна присоединилась в мае прошлого года (АПИ писало об этом – Не прячьте ваши денежки). Уже с 1 января наступившего года фискальные службы большинства стран будут накапливать сведения о совершаемых россиянами банковских операциях, а 1 сентября 2018 года этот массив будет доступен Федеральной налоговой службе.
Определенный Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Единый стандарт обмена налоговой информацией (CRS) предусматривает контроль практически за любой финансовой активностью иностранцев. В частности, должны архивироваться сведения обо всех держателях банковских счетов, в том числе фамилии и имена владельцев счетов, их адреса, даты рождения и идентификационные номера налогоплательщика, сумма остатка на счета[ на конец года и начисленные проценты. Всю эту информацию «мытари» передадут коллегам из страны, гражданином (налоговым резидентом) которой является частный владелец счета. Причем размер оборота или баланса не имеет значения – Федеральная налоговая служба получит данные о счетах россиян даже с нулевым или отрицательным остатком (овердрафтом), которые владельцы, возможно, давным-давно не используют.
Кроме того, открывая новые счета иностранцам, банкам всех стран рекомендуется заполнять на каждого вкладчика подробную, разработанную ОСЭР 12-страничную анкету. До сих пор такие сведения должны были собираться только на особо крупных клиентов – при балансе счета свыше 1 млн долларов.
В свою очередь действующее российское законодательство обязывает граждан уведомлять фискальное ведомство об открываемых за границей банковских счетах, а с 2015 года – отчитываться еще и об оборотах по ним. Однако реальных механизмов контроля отечественные налоговики до сих пор не имели.
Тем, кто успел закрыть счет до конца минувшего года, ничего не угрожает. В иных случаях владельцу нужно выбирать – сообщить о своих зарубежных финансах в фискальное ведомство или пытаться скрыться. Запуск системы автоматического обмена уже 1 сентября 2018 года позволит Федеральной налоговой службе выявить всех нарушителей. Отчет по оборотам в минувшем году они должны будут предоставить до 1 июня 2017 года, а срок давности применения административных санкций за такое правонарушение составляет два года.
Правда, сам штраф за сокрытие сведений о счете для граждан не может превышать 3 тысяч рублей. В то же время эксперты Клуба юристов НКО напоминают, что налоговики вправе запросить у владельца подробные сведения об использовании счета. «Не получив информации, российский налоговый орган вправе посчитать всю поступившую на счет сумму доходом гражданина и обложить его налогом. При выявлении нарушений требований валютного законодательства на гражданина может налагаться штраф в размере 100 процентов от нелегально зачисленной суммы», – поясняют юристы «третьего сектора».
Если на зарубежный счет поступали гранты или иные не разрешенные по российскому закону зачисления, уплата административного штрафа и даже налога может оказаться наилучшим выходом. «В 2017 году вы можете открыть в зарубежных банках новые счета (вклады), сообщить о них в Федеральную налоговую службу. Впоследствии ежегодно до 1 июня нужно будет также информировать фискальное ведомство о наличии счетов и движении средств по ним, используя их без нарушений российского валютного законодательства», – поясняют в Клубе юристов НКО.
У многих россиян остается шанс спрятать свои накопления за границей и не попасть «под колпак» фискальной службы.
Во-первых, соглашение ОСЭР подписали далеко не все страны мира. В частности, в нем не участвуют США, Мальта, Турция, Украина и иные страны СНГ, многие другие государства, в том числе с развитой финансовой системой.
Во-вторых, подписание многостороннего соглашения не означает запуск автоматического обмена. Каждая страна сама определяет партнеров по информационному сотрудничеству, о чем уведомляет специальную службу ОСЭР. Такое сотрудничество должно быть взаимным.
Кроме того, недовольства новой прозрачной системой зреют и в самих странах Европы. Так, согласно принятому в октябре 2016 года решению Конституционного суда Франции, «публично доступный реестр трастов посягает на право неприкосновенности частной жизни, диспропорционален цели борьбы с налоговыми мошенничествами и уклонением от налогов».
Швейцария, которая в течение веков считалась эталоном защиты банковской тайны, пока готова предоставлять сведения об иностранных вкладчиках только партнерам по Евросоюзу. Не получат данные об открытых в Цюрихе и Женеве вкладах страны, которые, по мнению швейцарских властей, не обеспечивают «верховенство закона» или не гарантируют абсолютную конфиденциальность получаемых сведений. Такие же требования к партнерам предъявил и азиатский «финансовый тигр» – Сингапур.
Однако уход в условно-оффшорные территории не гарантирует 100-процентную защиту. Ведь даже не участвующие в соглашении ОСЭР об автоматическом обмене государства чаще всего готовы предоставлять сведения о банковских операциях.
Так, с 82 странами мира Россия имеет двухсторонние договора по вопросам налогообложения, которые позволяют «мытарям» отправлять запросы, в том числе о предполагаемых финансовых правонарушениях, совершенных своими гражданами за границей. Такие соглашения заключены в том числе и с США, Украиной, Туркменистаном, Узбекистаном, Турцией и многими другими государствами. Правда, для получения сведений Федеральная налоговая служба должна знать конкретную страну и банк, в котором россиянин открыл «секретный» счет.
Кроме того, почти все развитые государства участвуют в работе специальной межправительственной группы FATF (Financial Action Task Force on Money Laundering), которая занимается противодействием отмыванию полученных преступным путем доходов и борьбой с финансированием терроризма. В рамках этого соглашения так называемая «финансовая разведка», функции которой в нашей стране выполняет Федеральная служба по финансовому мониторингу, также вправе запрашивать сведения о банковских и иных операциях. Причем, по словам самих «чекистов», такое сотрудничество, в том числе с США, Грузией, Украиной и другими странами, не прекращалось даже в период самых острых политических противоречий.
Хотя, запрашивая те или иные материалы, чиновники обязаны не просто мотивировать свой запрос, а представить доказательства участия соответствующего лица в преступной деятельности. Государства, уклоняющиеся от сотрудничества с FATF (среди них Ирак и КНДР), считаются «финансовыми изгоями», а любые переводы в расположенные в них банки почти всегда находятся под пристальным надзором.
Дмитрий Захаров, финансовый эксперт
При получении фискальными органами информации об открытых россиянами счетах и при должной автоматизации и обработке такой базы данных, возможно, многим владельцам таких счетов вручат квитанцию для уплаты штрафа. Со всеми вытекающими последствиями по дальнейшему раскрытию информации об источнике происхождения денежных средств, судьбе уплаченных или не уплаченных налогов. Данный процесс может быть отсрочен из-за технических проблем при обмене или из-за незначительности сумм, проходящих по вашему счету. Но надо понимать, что стремительное развитие новых технологий делает финансовый мир все более и более прозрачным.
Уже сейчас львиную долю стоимости и времени в каждой банковской транзакции занимает проверка контрагентов согласно действующим требованиям. Глобальные банки заинтересованы в оптимизации таких процедур. Например – путем формирования единого глобального списка клиентов и их контрактов, в том числе на базе блокчейна. Такое решение, в свою очередь, играет на руку фискальным органам, так как что-либо спрятать или утаить от государева ока становится все сложнее.
С другой стороны, согласно принципу дуализма, такие процессы приведут к развитию альтернативной независимой финансовой системы планетарного масштаба. Возможно, на базе биткойна или другой криптовалюты, куда и перетекут потоки желающих засекретить свои операции.
Мария Каневская, директор Ассоциации «Клуб юристов третьего сектора»
Система автоматического обмена финансовой информацией имеет свои особенности. Например, каждый банк вовлеченных в этот процесс стран имеет свои собственные анкеты. Непонятно, как данные из двухстраничной анкеты в Лихтенштейне и 12-страничной немецкого банка будут объединены в единый формат.
Уже на сегодняшнем этапе ряд государств, например, Швейцария, заявил об отказе в передаче информации странам, в которых не соблюдается верховенство права и абсолютная конфиденциальность переданной информации. Поскольку Россия на основе предыдущих оценок работы государственных органов находится в рисковой зоне, можно предположить, что Швейцария не будет участвовать в обмене информацией с нашей страной.
Кроме того, вопрос соразмерности установленных российским законодательством санкций за валютные правонарушения – штрафа в размере 100 процентов от перечисленных не через отечественные банки сумм, – надеюсь, будет разрешен в Европейском суде по правам человека.