Рейтинг@Mail.ru
home

06.03.2017

Прописка и свобода

Чиновники ряда ведомств и судьи согласились на либерализацию правил, связанных с регистрацией граждан по месту жительства (так называемой «пропиской»). Но отказываться от такого института МВД России пока не намерено.

06.03.2017. АПИ — Действующее законодательство содержит противоречивые нормы. С одной стороны, Конституция России гарантирует свободу передвижения и право каждого гражданина выбирать место пребывания и жительства. Специальный федеральный закон также предусматривает, что отсутствие регистрации не является основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Вместе с тем «прописка» остается обязательной и необходима для получения многочисленных социальных благ. Кроме того, проживание без регистрации является административным правонарушением.

Скажи, где ты живешь?

Многолетнюю работу по совершенствованию механизмов регистрации по месту жительства или пребывания ведет специальная комиссия Совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ, АПИ писало об этом проекте – Жизнь без «прописки»). Ведь отсутствие «прописки» лишает гражданина возможности встать на жилищный учет, получить медицинский полис устройства ребенка в детский сад или школу и так далее. Всего юристы насчитали около сотни государственных услуг, получить которые можно, только подтвердив место жительства.

Тогда как оформление заветной регистрации зависит от согласия оформить соответствующие документы со стороны частного наймодателя жилья или владельца общежития. Нередко законопослушный гражданин не может легализовать место жительства из-за неприязненных отношений с членами семьи.

В первую очередь правозащитники предлагают допустить декларативный принцип указания россиянами своего адреса для получения соответствующих прав (пособий, полисов и иных). Такой подход уже два десятилетия успешно реализуется в пенсионной системе и при выдаче паспортов. «При этом у гражданина отбирается подписка о неполучении соответствующего социального блага по другому (в том числе прежнему) месту жительства. Далее органом социального обеспечения может проводиться проверка отсутствия реализации гражданином соответствующего права по прежнему месту жительства с последующим принятием мер по взысканию необоснованно полученного социального блага. Данный подход предпочтителен как наиболее простой и длительное время эффективно зарекомендовавший себя на практике. Следует определить механизмы предотвращения возможного злоупотребления правом недобросовестными лицами», – поясняет глава комиссии Евгений Бобров.

Также комиссия СПЧ считает нужным регламентировать порядок подтверждения своего места жительства гражданами, которые по не зависящим от них причинам не имеют постоянной регистрации. Например, таковым может признаваться адрес, закрепленный в трудовом договоре, указанный при постановке на налоговый учет, в справке об обучении или лечении, при оплате коммунальных услуг, любых заявлениях граждан и даже на конвертах полученной почтовой корреспонденции.

Кроме того, Евгений Бобров указывает на необходимость синхронизировать создаваемые государственные электронные системы учета населения. Ведь на сегодняшний день даже в базу данных регистрационного учета граждан МВД России внесено только около 60 процентов населения, а завершить ее формирование планируется в 2019 году. Одновременно ведется работа по созданию электронного реестра записей актов гражданского состояния и единой информационной системы социального обеспечения.

Полицейский контроль

Правда, пока ни по одному из вариантов правозащитникам и представителям различных профильных ведомств не удалось прийти к согласованию. Например, МВД России выступает против упрощения самой процедуры регистрации – такую либерализацию чиновники считают преждевременной в связи с необходимостью анализа практики применения закона о запрете «резиновых домов» (фиктивной регистрации десятков, а порой и сотен человек). А в Министерстве юстиции России убеждены, что вопрос фиксации места фактического проживания должен регулироваться исключительно федеральным законом, а не постановлением Правительства России.

«Рабочей группе пока не удалось выработать единый согласованный способ решения проблемы отсутствия средств правовой защиты социальных и гражданских прав граждан, по не зависящим от них причинам не имеющих условий для своей регистрации. Поэтому все промежуточные результаты будут изложены в докладе главе государства, где будет предложено дать поручение Правительству России принять исчерпывающие системные меры для решения проблемы», – констатирует Евгений Бобров.

Позиция чиновников объясняется в том числе необходимостью защитить законопослушных жильцов. Ведь предлагаемые механизмы упрощения позволят всем желающим указывать в качестве места проживания любой адрес. Нельзя исключить, что недобросовестные «бездомные» будут использовать домашние адреса недругов, несуществующие или нежилые постройки и так далее. В первом случае не имеющие никакого отношения к такому гражданину лица вынуждены будут получать почту и разбираться с его кредиторами, представителями надзорных органов и так далее. Во втором – те же кредиторы не смогут найти должника.

Лед тронулся

Тем временем многие ведомства в последний год согласились на существенную либерализацию. Так, в ноябре Министерство труда и социальной защиты РФ напомнило, что отсутствие регистрации не исключает возможности установления места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета. «В связи с изложенным, просим принять меры по недопущению нарушения указанных норм при назначении и выплате мер социальной поддержки», – указал подчиненным заместитель министра Алексей Вовченко.

Тогда как Министерство образования и науки РФ отказалось от упразднения системы «закрепления» за школами и иными общеобразовательными организациями территорий и истребования у родителей свидетельств о регистрации ребенка по соответствующим адресам. Чиновники убеждены, что такие меры призваны определить круг детей для зачисления в первый класс: «Предъявление документов, подтверждающих проживание на закрепленной территории, является необходимой организационной мерой, направленной на обеспечение территориальной доступности соответствующих образовательных организаций для тех детей, которые имеют право на получение образования данного уровня», – констатирует директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Анастасия Зырянова.

Кроме того, безработные смогут встать на учет только в том регионе, где они «прописаны»: «Не имеющим регистрацию в городе недоступно получение пособия и ряд услуг для безработных граждан. Но они вправе обратиться в Центр занятости и получить помощь по профориентации и подбору подходящих вакансий. Также они могут посетить любую ярмарку или гарантированное собеседование, подобрать там вакансии, пообщаться с работодателями, получить консультации специалистов (юристов, психологов и других). Несколько раз в год проходят даже специализированные ярмарки вакансий для лиц без определенного места жительства», – пояснили АПИ в Комитете по труду и занятости Санкт-Петербурга.

О недопустимости ограничения прав не имеющих «прописки» граждан, в том числе в социальной сфере, свидетельствует и практика Верховного суда России. Например, служители Фемиды признали незаконным отказ чиновников Оренбурга в рассмотрении заявления Галины Чуносовой о принятии ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Истица подтвердила фактическое проживание в городе и объяснила, что невозможность регистрации связана с отказом со стороны сособственника дома. «Каких-либо доказательств, опровергающих указанные обстоятельства и факты, Администрацией Оренбурга представлено не было», – констатировал Верховный суд России.

А вот в январе этого года высшая инстанция приняла неоднозначное решение по скандальному делу с участием предпринимателя Константина Пономарева и компании «ИКЕА Мос» о взыскании 508 млн рублей. Изначально иск был предъявлен в суд по месту жительства ответчика – гражданина Константина Пономарева, зарегистрированного в Краснинском районе Смоленской области. Но Верховный суд России пришел к выводу, что выполняющая учетную функцию регистрация гражданина по месту жительства не может быть использована им при совершении недобросовестных действий, направленных, в частности, на изменение подсудности и подведомственности гражданского спора путем формальной регистрации по новому месту жительства. Поэтому принятые по делу решения были отменены, а спор передан на рассмотрение в другой суд.

Мнения

 

Евгений Бобров, заместитель председателя Совета по правам человека

Несмотря на крайнюю актуальность этой проблемы со времен отмены крепостного права и введения прописки, обсуждение показало, что она много лет не интересует практически ни один государственный орган, по своим полномочиям прямо обязанный обеспечивать все социальные права абсолютно всех россиян. Разве что Минкомсвязи разработало законопроект о возможности обращения за любыми государственными услугами через портал Госуслуг по экстерриториальному принципу (то есть независимо от наличия регистрации в месте обращения).

Представители Правительств Москвы и Московской области постоянно ссылались на недопустимость расходования своих бюджетных средств на финансирование социального обеспечения граждан, которые в связи с отсутствием местной регистрации будто бы вообще не являются жителями Москвы и Подмосковья. Эта циничная позиция противоречит и федеральному законодательству, и Уставам Москвы и Московской области, не увязывающим место жительства граждан исключительно с их регистрацией паспортной службой. К тому же, начальник паспортной службы не указан ни в Конституции России, ни в Гражданском кодексе РФ, определяющих понятие места жительства и гарантирующих возможность его выбора вне зависимости от последующего подтверждения чиновниками паспортной службы.