Рейтинг@Mail.ru
home

28.03.2017

Сайты разблокируют в автоматическом режиме

28.03.2017. АПИ — Механизм ограничения доступа к распространяемой в сети Интернет запрещенной информации модернизировали. Постановление об этом подписал премьер-министр России Дмитрий Медведев.

Действующее законодательство возлагает ведение Единого реестра заблокированных сайтов или страниц на Роскомнадзор. В свою очередь, решения о закрытии доступа принимают суды или уполномоченные органы, в том числе Федеральная налоговая служба (в части блокировки интернет-казино), Роспотребнадзор (информация о суициде) и другие.

Внесенные поправки предусматривают, что для принятия решения об отнесении информации к категории запрещенной в особо сложных случаях может создаваться специальная межведомственная экспертная комиссия. Кроме того, небольшие провайдеры вправе снять с себя порой крайне затратную функцию по блокировке тех или иных ресурсов, поручив ее более крупному оператору связи, через которого они предоставляют доступ в Интернет для своих клиентов.

Также Роскомнадзор сможет самостоятельно исключать записи о сайтах или страницах из Единого реестра (то есть снимать блокировку) в случае удаления владельцем опасного контента. Предлагая такой механизм, чиновники ведомства пояснили, что уже сейчас осуществляются постоянный мониторинг и проверки удаления запрещенной информации.

Вместе с тем изначально планировалось возложить эти функции на операторов связи – провайдеры должны были проверять содержание заблокированных страниц и принимать рискованные решения о снятии ограничений. Такие предложения вызвали возражения со стороны телекоммуникационных компаний, которые жаловались в том числе на существенные затраты для реализации механизма и технические сложности. По мнению руководителя направления по совершенствованию отраслевого законодательства департамента управления регуляторными рисками МТС Натальи Великородней, операторам связи фактически вменяются «несвойственные им полномочия по контролю за содержанием информации, которые являются компетенцией органов государственной власти». «Это влечет риски нарушения конституционных прав тайны связи и тайны частной жизни в связи с необходимостью перлюстрирования размещенного в сети контента с целью определить, удалена ли запрещенная информация с соответствующего информационного ресурса», – полагает Наталья Великородняя. 

В ходе работы над проектом чиновники связного ведомства прислушались к мнению бизнес-сообщества и исключили спорную норму.