Рейтинг@Mail.ru
home

21.04.2017

Власть на заводах – советам рабочих

Сотрудники частных компаний могут получить право участвовать в заседаниях правлений, советов директоров, собраний акционеров и иных коллегиальных органов. Закон о «народном контроле» за бизнесом уже одобрен Госдумой.

21.04.2017. АПИ — В настоящее время владельцы компаний – акционеры, участники, собственники унитарных предприятий, вправе самостоятельно определять систему управления, выбирать директора и формировать руководящие органы. Ратифицированная Россией Европейская социальная хартия гарантирует трудящимся только возможность получать информацию и консультации.

Ходоки от пролетариата

Внесенный группой депутатов Госдумы законопроект делегирует представителям работников возможность участвовать в заседаниях коллегиальных органов управления организаций с правом совещательного голоса. Выбирать делегатов трудящиеся должны на общем собрании (конференции), их также вправе назначить первичные профсоюзные организации или иные представительные органы работников. В свою очередь, руководство и владельцы компаний, получив соответствующий протокол, обязаны в течение трех рабочих дней оформить участие представителей в заседаниях.

Существующую систему управления компаниями авторы законопроекта считают «социально несправедливой»: «В связи с необоснованно высокой дифференциацией доходов между топ-менеджментом предприятий и организаций и основной массой работников возрастает социальное отчуждение. В условиях кризиса решения, принимаемые руководством предприятий, зачастую бывают недостаточно социально ответственными или остаются недостаточно поняты работниками», – убеждены депутаты Андрей Исаев и Михаил Тарасенко. Постоянное участие представителей трудящихся в органах управления компании позволит, по их мнению, в том числе «обеспечить справедливость в распределении доходов и понимание работниками основных целей, задач и стратегий развития организаций, в которых они работают».

Эту идею поддержали другие парламентарии и власти десяти субъектов Федерации. Тогда как эксперты полагают, что принятие законопроекта приведет к правовой неопределенности. Ведь коллегиальными органами управления организациями являются общие собрания акционеров или участников, правление, наблюдательный совет, совет директоров и другие. Сколько представителей, в заседании каких органов и как должны участвовать – обсуждаемый проект закона не определяет. Эти вопросы, по мнению авторов, должны регулироваться учредительными документами организации, а также коллективными договорами или соглашениями. Однако уставы большинства компаний не предусматривают таких норм, и вряд ли владельцы бизнеса захотят добровольно отдавать «власть рабочим». Коллективные соглашения на практике заключаются крайне редко и только в крупных организациях.

В Правительстве России также критически оценили предложения о «народном контроле». Чиновники расценили возможность участия делегатов трудящихся в работе руководства как нарушение права собственности владельцев компаний (акционеров и участников). Только они могут определять способы управления своим имуществом «для осуществления предпринимательской или иной не запрещенной законом экономической деятельности». «Указанное право установлено законодателем в конституционно значимых целях», – констатировал вице-премьер Сергей Приходько.

Игнорируя эти возражения, депутаты Госдумы одобрили спорный законопроект в первом чтении.

Условная демократия

Действующий Трудовой кодекс РФ разрешает сотрудникам и представителям трудовых коллективов обсуждать с работодателем вопросы развития организаций, вносить свои предложения, проводить консультации и так далее. В ряде случаев такие механизмы так называемого социально-трудового партнерства рассматриваются как мотивация сотрудников думать об интересах предприятия.

В отдельных отраслях законодательство допускает формирование системы «самоуправления». Например, в высших учебных заведениях могут создаваться ученые советы, в иных учреждениях образования – педагогические советы и иные коллегиальные органы. Причем избираются они на общих собраниях или конференциях, право голоса на которых нередко имеют не только преподаватели или иные сотрудники, но и обучающиеся (студенты).

Но чаще всего такая «демократия» оказывается фикцией. Например, высшим органом управления ГБУ «Северный государственный медицинский университет» является конференция научно-педагогических работников и обучающихся (всего к этой категории относится 5,6 тысячи человек). Однако принимать участие в голосовании вправе только так называемые представители, которыми являются уже действующие члены ученых советов и ряд других должностных лиц. В формально выборный ученый совет также изначально включаются ректор, проректоры и деканы факультетов, а остальные избираются на конференции. Но на практике участникам предлагается итоговый список, который единогласно одобряется. Попытка заведующего кафедрой судебной медицины и права Ильи Ившина оспорить такие выборы, проведенные без дебатов, соблюдения тайны голосования и иных традиционных демократических процедур, не увенчалась успехом.

Защитники трудящихся

Особые права делегируются профсоюзам. В частности, «по уполномочию работников» они могут иметь своих представителей в коллегиальных органах управления организацией. Но судебная практика по реализации такого права пока не сложилась.

Кроме того, компании, в которых работает больше ста сотрудников, обязаны безвозмездно предоставить в пользование первичной профсоюзной организации как минимум одно оборудованное, отапливаемое и электрифицированное помещение, а также необходимую оргтехнику, средства связи и нормативные правовые документы. При этом ссылки работодателей на обременительность таких требований, ущемление права собственности и т. д. суды не принимают. Например, отказывая предоставить офис профсоюзной ячейке, руководство торгового дома «Перекресток» указало, что по месту нахождения компании (так называемому «юридическому адресу») она арендует всего одно помещение площадью менее 15 кв. метров. «Трудовым Кодексом РФ не предусмотрен отказ выборным органам первичных профсоюзных организаций в предоставлении оборудованного помещения по основанию недостаточности площади по месту регистрации организации», – заключил Московский городской суд, обязывая торговую сеть предоставить офис для «защитников трудящихся».

Мнения

 

Юлия Сахарова, директор по Северо–Западу рекрутингового портала HeadHunter

Сами работники могут внести вклад в обсуждение и принятие решений по вопросам, связанным с корпоративной культурой компании, обучением, повышением мотивации, эргономикой и тому подобным. Но темы, касающиеся стратегии развития организации, должны обсуждаться все-таки на более высоком уровне, с учетом многих факторов, в том числе макроэкономических, поскольку требуют специфических знаний по экономике и менеджменту организаций. 

Также уместно вести речь о деятельности представительных органов – традиционных рабочих профсоюзов и комитетов, которые могут подать на рассмотрение совета директоров определенные инициативы от лица всех сотрудников. 

Кроме того, в России есть практика привлечения к работе советов директоров или наблюдательных советов компаний независимых директоров. Это может быть действующий CEO (топ-менеджер) из другой компании, не аффилированный с бизнесом приглашающей стороны. Он может помочь оценить сильные и слабые стороны компании, траекторию дальнейшего развития, помочь с решением вопросов по снижению издержек и повышению эффективности бизнеса. 

Владимир Беляков, доцент департамента менеджмента НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург

Практика включения представителей работников в органы управления впервые сложилась в Германии еще в 20-х годах прошлого века. Согласно закону о социальном взаимодействии, в компании, в которой работает более двух тысяч сотрудников, половина членов наблюдательного совета избирается трудовым коллективом. В организациях с меньшей численностью персонала работники выбирают треть совета. 

Идея непосредственного участия работников компании в управлении ею во второй половине ХХ века получила широкое распространение в европейских странах. Так, в использующих двухзвенную модель совета директоров фирмах во Франции треть его состава назначается трудовым коллективом, в Люксембурге - половина.

Предложенный российский законопроект имеет очевидные минусы. Так, представители трудового коллектива смогут участвовать в работе коллегиального органа только с правом совещательного голоса, то есть никакого влияния на принятие решений оказывать не будут. Также не ясно, о каком органе идет речь, поскольку советы директоров как органы корпоративного управления присущи прежде всего корпорациям. А как быть с унитарными предприятиями (например, ГУПами) или учреждениями? Серьезный подход к решению этого вопроса потребует внесения изменений в Гражданский Кодекс РФ и ряд других законов.