26.04.2017
Чиновникам предложат «жить по средствам». Внесенный в Госдуму закон предусматривает дисквалификацию и даже уголовное преследование должностных лиц, нажитые которыми активы окажутся несоизмеримы с легальными доходами. Но жертвой новых карательных санкций могут оказаться даже самые законопослушные чиновники.
26.04.2017. АПИ — Принятая еще в 2003 году Конвенция ООН против коррупции допускает привлечение к уголовной ответственности публичных лиц, «значительное увеличение активов которых над законными доходами не может быть разумным образом обосновано». Однако эксперты указывают на неопределенность таких норм и нарушение презумпции невиновности.
Пакет законопроектов, внесенный в Госдуму группой депутатов, призван ужесточить контроль за финансами чиновников. В первую очередь авторы поправок заимствуют из Конвенции ООН понятие незаконного обогащения – превышения стоимости активов должностного лица над размером законных доходов. Активами признается недвижимость, транспортные средства, ценные бумаги или любое принадлежащее или даже используемое чиновником имущество. Законный доход – указанные в декларации сведения.
Независимо от суммы «незаконное обогащение» влечет как минимум применение административных санкций – дисквалификации виновника на срок от двух до трех лет. Если же разница превысит 10 млн рублей, деяние считается уголовным преступлением и карается пятикратным штрафом или лишением свободы на срок до семи лет.
По мнению самих инициирующих поправки парламентариев, такие механизмы «направлены на устранение возможности реализации коррупции для отдельных категорий лиц, замещающих важные с точки зрения интересов государства должности». «Масштабы коррупции в настоящий момент угрожают внутренней и внешней безопасности нашей страны», тогда как существующие актикоррупционные меры они считают «безрезультативными, неэффективными и недостаточными».
В случае принятия закона чиновникам будет предложено в течение шести месяцев привести свои активы в соответствие с доходами. Уголовные санкции должны применяться с годовой отсрочкой, то есть особо богатым служащим предоставляется дополнительное время для «легализации».
В Правительстве России не поддержали инициативу парламентариев. «Сам по себе факт «превышения стоимости активов должностного лица над размером законных доходов» еще не свидетельствует об их преступном происхождении, – полагает вице-премьер Сергей Приходько. – То есть диспозиция проектируемой статьи Уголовного кодекса РФ не содержит описания противоправного деяния. Кроме того, реализация законопроекта повлечет увеличение нагрузки на следователей, что, в свою очередь, может потребовать увеличения их штатной численности и, соответственно, выделения дополнительных средств из федерального бюджета на их содержание», – отмечается в официальном отзыве.
Скептически оценили предложенные поправки и независимые эксперты. Ведь нормы сформулированы таким образом, что чиновнику не предоставляется даже право оправдаться или возможность доказать законность «нажитого непосильным трудом». Причем сравнивать планируется сформированные, возможно, за много лет активы, включая полученное по наследству, заработанное в ходе предыдущей деятельности или иным образом приобретенное имущество, и задекларированные, видимо, за предыдущий год доходы. Более того, в активы включается даже используемая недвижимость, то есть стоимость находящейся в социальном найме либо арендуемой квартиры или иного жилья. Очевидно, что спорное «превышение» образуется у подавляющего большинства честно живущих на законное жалование государственных служащих.
Введение законопроекта в представленной редакции может даже стимулировать злоупотребления. В частности, в установленный полугодовой срок чиновники, в том числе прежде законопослушные или не очень, вынуждены будут переписать имущество на близких или иных подставных лиц.
С другой стороны, и действующее российское законодательство допускает конфискацию имущества должностных лиц, которые не смогли подтвердить законность его приобретения. Хотя практика применения такой нормы остается пока противоречивой (АПИ подробно ее описывал – Чиновников лишили презумпции невиновности). Правда, в расчет берутся доходы за несколько лет, учитываются любые законные поступления, а самим «обвиняемым» гарантируется право объяснять происхождение потраченных средств независимо от внесения их в декларацию. Более того, со ссылкой на международные стандарты борьбы с коррупцией Конституционный суд России не усмотрел в такой процедуре нарушений гарантированной абсолютно всем и не допускающей никаких исключений презумпции невиновности.
Сами санкции за совершенные коррупционные преступления авторы законопроекта считают нужным ужесточить, в том числе исключив возможность применения к взяточникам условного наказания.
Также пакет законопроектов предусматривает включение в ежегодную декларацию сведений о доходах, расходах и имуществе совершеннолетних детей чиновников. А уполномоченные органы получат право проверять собственность и сделки не только супругов и не достигших восемнадцатилетия детей, но и всех близких родственников государственных и муниципальных служащих. Таковыми в соответствии с Семейным кодексом РФ считаются также родители, дедушки и бабушки, внуки, братья и сестры (в том числе неполнородные – имеющие только общего отца или мать). Любые выявленные в их финансовых операциях и деятельности сомнения могут использоваться против должностных лиц. Причем инициировать «семейные» ревизии разрешат не только государственным органам, но и политическим партиям, общероссийским общественным объединениям и федеральным средствам массовой информации. «Это позволит выявить как уже совершенные, так и вновь совершаемые преступления», – отмечается в пояснительной записке.
Для пресечения получения так называемых «взяток-благодарностей» – выплачиваемого чиновнику после его увольнения вознаграждения – на ушедших в отставку возлагается обязанность декларировать доходы и имущество в течение еще трех лет.
За получение взятки в 2016 году было осуждено 1,3 тысячи должностных лиц, в том числе 447 – в особо крупном размере или при иных отягчающих обстоятельствах. Больше половины коррумпированных чиновников обязали заплатить кратный штраф, каждый пятый отделался условным наказанием, к реальному лишению свободы приговорено меньше 10 процентов осужденных. В отношении 67 человек суд применил конфискацию имущества.
Дмитрий Утукин, руководитель юридического отдела Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Transparency International Россия»
Представленные поправки предусматривают введение дополнительной ответственности за незаконное обогащение, под которым понимается значительное превышение стоимости активов должностного лица над размером законных доходов такого лица. Так депутаты хотят вернуться к идее об имплементации статьи 20 Конвенции ООН против коррупции.
Главной претензией критиков этой международной нормы является возможное нарушение принципа презумпции невиновности. Ведь лицам, которых подозревают в коррупции, придется доказывать, что их имущество приобретено законным путем. Полагаем, что это может повлечь нарушение их прав, гарантированных Конституцией России.
Отметим, что и сейчас у государства есть право в гражданском порядке изъять имущество чиновника, которое превышает размер его задекларированного дохода. Тем не менее оно не торопится эту норму применять – за прошлый год мы насчитали только 30 таких исков. Предполагаем, что эту работу можно проводить интенсивнее.
Также предлагается отменить возможность применения условного наказания для лиц, совершивших коррупционные преступления. Тогда как криминология не подтверждает зависимости уровня преступности от степени ужесточения наказаний – длительное содержание в российской тюрьме еще никого не делало лучше. Как мы видим на примере дела Евгении Васильевой, даже обвинительный приговор не всегда залог реального наказания для коррупционеров. На наш взгляд, важна не столько тяжесть наказания, сколько его неотвратимость. Человек, принимающий решение о том, совершить или нет коррупционное преступление, должен иметь очень серьезные опасения, что его в конечном итоге привлекут к ответственности.
Депутаты предлагают расширить круг лиц, чьи доходы будут проверяться, до близких родственников. Действительно, у коррупционеров всегда есть возможность оформить собственность, полученную незаконным путем, на детей или родителей. Поэтому инструмент по проверке не только государственного служащего, но и членов семьи, откроет дополнительные возможности для поиска имущества, приобретенного на нелегальные доходы.
Владимир Давыдов, заместитель председателя Верховного суда России
Действующие правовые нормы позволяют привлекать виновных лиц к ответственности за совершение коррупционных преступлений, а также выявлять случаи несоответствия расходов лица, замещающего государственную должность, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, принимать соответствующие меры и тем самым достигать целей, поставленных в законопроекте.
Учитывая изложенное, полагаем, что дополнение Уголовного кодекса РФ статьей об ответственности за незаконное обогащение может повлечь конкуренцию предлагаемой нормы и действующих норм и, как следствие этого, создать проблемы в правоприменении.
Следует также отметить правовую неопределенность положений предложенной статьи. В частности, касающихся объективной стороны состава преступления, предусмотренного этой нормой (какие действия виновного должны признаваться преступными, каков порядок определения стоимости активов должностного лица для установления ее значительного превышения над размером законных доходов).