Рейтинг@Mail.ru
home

10.05.2017

Социальные сети запретили использовать для анализа кредитоспособности граждан

10.05.2017. АПИ — Персональные данные пользователей социальных сетей не могут использоваться без отдельного письменного согласия самих граждан. К такому выводу 5 мая пришел Арбитражный суд Москвы.

Конфликт разгорелся вокруг АО «НБКИ» (национальное бюро кредитных историй), которое  разработало и использовало специальный сервис по обработке и передаче банкам и иным организациям профилей частных лиц (потребителей или потенциальных клиентов) в открытых источниках – социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассники», «МойМир», «Instagram», «Twitter», а также интернет-порталов «Авито» и «Авто.ру». Но чиновники Роскомнадзора сочли такую деятельность незаконной, так как обработка персональных данных осуществлялась без согласия соответствующего субъекта (самого пользователя). Компании было выдано предписание об устранении выявленного нарушения.

Не согласившись с такими требованиями надзорного органа, бюро кредитных историй обратилось в арбитражный суд. Его юристы утверждали, что разместив персональные данные в социальной сети, граждане сделали их общедоступными, что исключает необходимость получения дополнительных разрешений на их дальнейшее использование.

Но служители Фемиды пришли к выводу, что общедоступными могут считаться только персональные данные, которые предоставлены непосредственно субъектом. Но утверждать, что соответствующие страницы создавались указанными в профиле лицами, без их письменных согласий «не представляется возможным». «Суд приходит к выводу, что информация о субъекте, содержащаяся в социальных сетях, не может быть отнесена к персональным данным, сделанным субъектом общедоступными, поскольку социальные сети не являются источником общедоступных персональных данных», – констатировал арбитражный суд, подтверждая законность и обоснованность выданного АО «НБКИ» предписания.

Отметим, что правила пользования сайтом «Вконтакте» предусматривают возможность использования персональных данных только администрацией социальной сети и ее партнерами. «Пользователь осознает и соглашается с тем, что указанная информация может быть доступна другим пользователям сети Интернет с учетом особенностей архитектуры и функционала сайта», – отмечается в документе. Все регистрирующиеся в Facebook дают согласие на передачу их персональных данных в США. При этом любую размещаемую в социальной сети информацию администрация признает общедоступной: «Ее видят все люди в рамках наших сервисов или за их пределами, можно увидеть или найти через поисковые системы в интернете, API и традиционные СМИ, такие как телевидение. В некоторых случаях люди, с которыми вы общаетесь и делитесь информацией, могут скачивать эти материалы или делиться ими с другими людьми», – предупреждает Facebook.