31.08.2020
Уже с 1 сентября граждане смогут избавиться от долгов всего за шесть месяцев и бесплатно. Новой процедурой внесудебного банкротства вправе воспользоваться и индивидуальные предприниматели. Но такой льготный порядок может обернуться ростом злоупотреблений и обманом добросовестных кредиторов.
31.08.2020. АПИ — Законодательство о банкротстве физических лиц действует уже почти пять лет. Но на практике такие процедуры оказались очень дорогостоящими, сложными и малоэффективными. Новый механизм, предусмотренный принятым в конце июля федеральным законом, предусматривает отказ от профессиональных управляющих и любых платежей как для должников, так и их кредиторов. Но эксперты сомневаются, что такой порядок позволит обеспечить погашение долгов.
Внесенные поправки допускают применение внесудебной процедуры банкротства в отношении граждан, совокупная задолженность которых составляет от 50 тысяч до полумиллиона рублей. В эту сумму не включаются имущественные и финансовые санкции (неустойки, пени и прочие). Подавать заявление можно будет только в момент, когда должник с точки зрения судебных приставов является «чистым» – против него нет открытых исполнительных производств (новые еще не возбуждены, а прежние закрыты из-за отсутствия ликвидного имущества).
Функции оператора нового механизма возлагаются на Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) по месту проживания или пребывания гражданина. Именно туда должник вправе подать заявление с приложением списка кредиторов и размером задолженности перед ними. Сотрудникам МФЦ предписывается через базу данных Федеральной службы судебных приставов (ФССП) проверить отсутствие исполнительных производств и в трехдневный срок передать информацию для размещения в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (ЕФРСБ). Также МФЦ должен проинформировать банки, в которых у должника открыты счета или вклады, районный суд, подразделение ФССП и налоговую инспекцию по месту его жительства.
Публикация в официальном реестре по существу приравнивается к объявлению гражданина банкротом судом. С этого момента вводится мораторий на любые взыскания (кроме алиментов) и платежи практически любым кредиторам, а также начисление финансовых санкций (неустоек, штрафов, пеней и других) и процентов. Новые исполнительные листы кредиторам разрешается направлять только в органы ФССП.
В течение шести месяцев должнику запрещается получать займы и кредиты, выдавать поручительства, заключать иные обеспечительные сделки. В этот период не включенные в представленный должником список кредиторы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании гражданина банкротом уже в обычном порядке. Инициировать такую процедуру могут и упомянутые в реестре кредиторы, если размер задолженности перед ними занижен. Основанием для перехода к судебной процедуре является также выявление принадлежащей гражданину недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, долей в ООО или иного подлежащего регистрации или либо учету имущества, или вступление в законную силу решения суда о признании сделки должника недействительной.
В свою очередь, сам должник обязан информировать МФЦ о «существенном улучшении его имущественного положения», позволяющем полностью или в значительной части исполнить свои обязательства. Такими «улучшениями» признается получение имущества, в том числе благодаря оспариванию сделок, принятию наследства, подарка и так далее. Несоблюдение обязанности по раскрытию такой информации также позволит кредитору требовать применения уже судебной процедуры.
При отсутствии возражений по истечении шести месяцев внесудебная процедура считается завершенной: МФЦ размещает в ЕФРСБ соответствующее сообщение, а невыплаченная задолженность признается безнадежной и дальнейшему взысканию не подлежит. Исключение составят не упомянутые в приложенном к заявлению списке кредиторы, а также выплаты алиментов, по возмещению причиненного жизни или здоровью вреда, морального ущерба и иных «неразрывно связанных с личностью кредитора» долгов. На прощение не могут рассчитывать и должники, привлеченные к уголовной или административной ответственности за неправомерные действия, преднамеренное или фиктивное банкротство, мошенничество, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности, уплаты налогов или сборов, предоставление заведомо ложных сведений при получении кредита, сокрытие или уничтожение имущества.
Традиционная судебная процедура обходилась «в копеечку»: кроме государственной пошлины при подаче заявления в арбитраж необходимо внести в депозит вознаграждение финансовому управляющему в размере 25 тысяч рублей. Впоследствии также потребуется оплатить публикацию информации в ЕФРСБ (до трех тысяч рублей), оценку имущества и его реализацию (услуги электронной торговой площади – около 7 тысяч).
Новый закон гарантирует полностью бесплатный внесудебный механизм. Накаладные расходы МФЦ будут покрываться за счет бюджета. Безвозмездно размещать сообщения обязали и оператора ЕФРСБ (АО «Интерфакс»).
Хотя первоначально законодатели планировали участие в новой процедуре арбитражных управляющих. Их работу по сопровождению каждого должника в течение года оценили всего в три тысячи рублей. А выплачивать даже эту сумму предлагалось за счет специального фонда, который предписывалось формировать национальному объединению саморегулируемых организаций арбитражных управляющих за счет взносов своих членов.
Кроме того, законопроект существенно ограничивал возможности большинства граждан воспользоваться новой процедурой. Такую привилегию предлагалось предоставить только официально зарегистрированным безработным или имеющим доход менее прожиточного минимума на члена семьи. Обязательным условием для внесудебного банкротства являлось отсутствие ликвидного имущества (за исключением единственного жилья, домашней утвари и иного, на которое по действующему законодательству не может быть обращено взыскание), а остатки на банковских счетах в течение трех месяцев не превышали 50 тысяч рублей. Не могли рассчитывать на новую процедуру и имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления в сфере экономики либо в течение предыдущего года совершившие некоторые административные правонарушения.
Однако парламентарии усомнились, что квалифицированные специалисты согласятся ответственно работать за предложенное мизерное вознаграждение – реально их услуги стоят десятки и сотни тысяч рублей. Более того, даже по таким ставкам национальный фонд смог бы оплатить банкротство не более трех тысяч должников в год. «Ограниченность возможностей финансирования процедур внесудебного банкротства на фоне значительного числа граждан, нуждающихся в прохождении такой процедуры, может провоцировать злоупотребления со стороны арбитражных управляющих. С учетом изложенного механизм финансирования внесудебного банкротства граждан требует дополнительного обсуждения и проработки», – отмечается в заключении Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям. В итоге от участия управляющих отказались. Равно как депутаты исключили и все требования к желающим воспользоваться упрощенной процедурой должникам.
На внесудебную процедуру вправе рассчитывать и индивидуальные предприниматели. В то же время она не освобождает руководителей, владельцев и иных так называемых контролирующих лиц компаний от субсидиарной ответственности по ее долгам. А именно бизнесмены составляют существенную часть граждан, признаваемых несостоятельными в настоящее время.
Частные лица не сразу смогут воспользоваться новой процедурой, так как до сих пор не приняты необходимые подзаконные акты. Министерство экономического развития РФ успело разработать и утвердить форму заявления на возбуждение внесудебного банкротства и порядка его подачи. Тогда как работа над регламентом выполнения новых процедур МФЦ еще не завершена, не внесены необходимые изменения и в форму публикации реестра объявленных банкротами граждан.
Кроме того, 1 сентября может возникнуть и правовая коллизия: согласно действующему Гражданскому кодексу РФ гражданин, который не способен удовлетворить требования кредиторов, может быть признан несостоятельным только по решению арбитражного суда. Поправки, закрепляющие в Кодексе новую внесудебную процедуру, еще даже не подготовлены. Равно как отсутствуют и официальные разъяснения для пресечения прямого конфликта двух законов.
По данным портала «Судебная статистика РФ», в 2019 году в арбитражные суды поступило почти 91 тысяча заявлений о банкротстве частных лиц, более 90 процентов процедур инициировали должники. Несостоятельными признано 45,6 тысячи человек, совокупная задолженность которых составила 314 млрд рублей. Погашено только 12,6 млрд (четыре процента), а судебные расходы, включая вознаграждение управляющих, превысили 26 млрд рублей. У 30 тысяч должников ликвидного имущества не обнаружено.
К субсидиарной ответственности на 441 млрд рублей было привлечено 2242 контролирующих лиц.
По данным Единого федерального ресурса сведений о банкротствах, в общей сложности за четыре года существования механизма банкротства граждан им воспользовались 163,2 тысячи человек.
Анна Волынец, руководитель проектов Адвокатского бюро «Прайм Эдвайс»
Существующая процедура банкротства граждан остается достаточно сложной, дорогостоящей и трудоемкой как для суда, так и для участников дела. Кроме того, не все должники могут себе позволить необходимые расходы.
Поэтому новый внесудебный механизм является долгожданной законодательной новеллой, которую очень многие практики восприняли позитивно. Она позволит не загружать суды простыми делами о банкротстве граждан, долги которых незначительны, а ликвидное имущество отсутствует. Благодаря отсутствию платы процедура станет более доступной для должников.
С другой стороны, кредиторам право инициировать внесудебное банкротство законом не предоставлено. Кроме того, процедура рассчитана только на случаи, когда имущества у гражданина нет. Об этом должно свидетельствовать окончание исполнительного производства. В то же время судебные приставы могут совершать ошибки. Поэтому кредиторам делегируется возможность направлять запросы в соответствующие органы о наличии у должника подлежащих регистрации или учету активов (недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и прочего).
Также кредиторы вправе оспорить сделки по продаже или дарению имущества, совершенные до подачи гражданином заявления о внесудебном банкротстве. Однако успеть это сделать за шесть месяцев вряд ли получится. Пока не ясно, могут ли суды в таких случаях принимать обеспечительные меры в виде «приостановления» завершения процедуры внесудебного банкротства.
Злоупотребления, конечно, возможны. Но практика выработает способы борьбы с ними – такой текущий тренд развития практики банкротств. Кроме того, некоторые защитные механизмы установлены и в самом законе. Например, если должник в заявлении не указал какого-нибудь своего кредитора, то задолженность перед ним сохраняется и не списывается после процедуры. Равно как от долгов не освобождается гражданин, допустивший неправомерные действия при банкротстве или уличенный в злостном уклонении от погашения кредиторской задолженности.
Но этот вопрос может быть поставлен только перед судом и решен в состязательном процессе, так как компетенция МФЦ на решение споров не рассчитана. Практики уже сейчас рассуждают, каким образом можно инициировать судебный процесс по такому вопросу.
Егор Редин, управляющий партнер юридической компании «Позиция Права»
Новое регулирование позволит воспользоваться процедурой банкротства гражданам, которые ранее не могли это сделать из-за отсутствия денег. Ведь в большинстве своем люди брали кредиты, чтобы справиться с тяжелым материальным положением, надеясь на улучшение финансовой ситуации. Когда этого не происходило, они брали новый кредит, чтобы погасить первый, и так далее, то есть ситуация только ухудшалась.
Вместе с тем внесудебная процедура не предполагает какие-либо проверочные механизмы – у кредиторов нет реальной возможности подтвердить имущественное положение должника. Этим могут воспользоваться в том числе недобросовестные заемщики. В отсутствие управляющих оценивать наличие у должников ликвидного имущества и возможность погашения задолженности будут судебные приставы. Именно в связи с отсутствием активов они должны прекратить исполнительное производство, что является основанием для возбуждения внесудебной процедуры.
Конечно, всегда можно ожидать злоупотреблений со стороны должников. Но важно отметить, что новый закон не оставляет им права на ошибку. Поэтому прежде чем пытаться обмануть систему, в первую очередь стоит задуматься, стоит ли оно того.
Виктория Велюга, юридическая фирма «Интеллектуальный капитал»
Роль «управляющего», оценивающего наличие у должников ликвидного имущества и возможность погашения задолженности, в процедуре внесудебного банкротства делегируется судебному приставу-исполнителю. От него кредиторы смогут получить информацию об активах должника, так же как и сейчас любой взыскатель вправе знакомиться с материалами исполнительного производства.
Вот только вероятность действительного наличия таких активов крайне маловероятна. Ведь заявление о внесудебном признании несостоятельным гражданин может подать, только когда приставы не обнаружат у него ликвидного имущества и вернут исполнительные документы взыскателю.