19.11.2020
Без уплаты пошлины теперь можно запатентовать не более десяти изобретений в год. Такие меры призваны сократить злоупотребления со стороны псевдоизобретателей. А уже в следующем году Роспатент передаст часть по существу государственных функций на аутсорсинг, возложив на заявителей обязанность оплачивать услуги коммерческих экспертов.
19.11.2020. АПИ — Институт «беспошлинного» патентования появился в российском законодательстве еще в 2003 году. Регистрируя объект права собственности, заявитель мог принять на себя обязательство предоставить право его использования первому обратившемуся. В этом случае изобретатель освобождался от уплаты патентных пошлин, но их возмещение возлагалось на получателя лицензии. Такая система должна была стимулировать активное использование изобретателями и рационализаторами правовых механизмов – своевременное патентование разработок.
Аналогичная норма о публичном предложении заключить договор об отчуждении патента в 2008 году была закреплена в Гражданском кодексе РФ. По существу она предусматривает патентование в кредит: изобретатель, не уверенный в экономической перспективе своей разработки, освобождался от затрат на получение правовой защиты. Сегодня регистрация заявки на изобретение обойдется минимум в 3,3 тысячи рублей, экспертиза – 4,7 тысячи, регистрация и выдача патента – 4,5 тысячи рублей и так далее. Единственному автору (частному лицу) такая процедура обойдется в 2750 рублей, специальные льготы установлены для субъектов малого предпринимательства, научных и научно-педагогических работников, студентов, а также инвалидов и пенсионеров.
При этом закон ограничивает круг получателей бесплатно полученного патента – ими могут быть только российские компании и граждане. Им не запрещено в дальнейшем перепродать права иностранцам, но это потребует оплаты соответствующих пошлин. Если в течение двух лет изобретением никто не заинтересуется, заявитель вправе отозвать обязательство о предоставлении лицензии любому обратившемуся. В этом случае он должен вернуть «кредит» – оплатить все пошлины, а в дальнейшем платить за поддержание патента по 1,7 тысячи рублей в год (с пятого года – 2,5 тысячи, с седьмого – 3,3 тысячи рублей и так далее).
С другой стороны, никто не ограничивает условия договора, который заявитель обязуется заключить с любым обратившимся. Более того, на этапе регистрации изобретатель даже не обязан раскрывать и как-либо фиксировать такие условия, в том числе цену. То есть в целом, получив бесплатный патент, можно выставить желающему воспользоваться публичным обязательством любую сумму – хоть миллиард долларов. С другой стороны, эксперты полагают, что ценовые условия должны быть рыночными. Гражданский кодекс РФ также предусматривает возможность установления цены, «которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги», но к объектам интеллектуальной собственности эта норма применяться не может.
Однако практика показала, что идея о стимулировании изобретателей не оправдалась. По данным Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатента), за 16 лет применения нормы о «беспошлинном» патентовании было получено около 70 тысяч таких заявок и выдано более 50 тысяч патентов. Но производители заинтересовались только 88 разработками, тогда как остальные 99,8 процента патентов остались невостребованными. Объем недополученных пошлин оценивается в 670 млн рублей.
В ведомстве напоминают, что эти затраты не компенсируются и, по существу, перекладываются на других заявителей, в том числе льготные категории граждан: «России – единственная страна в мире, в которой можно получить исключительное право, не уплачивая пошлины. Как следствие, появились изобретатели, которые в погоне за количеством полученных патентов ежегодно тысячами патентуют свои слабенькие изобретения. Затраты, которые несет государство в целях удовлетворения такого рода «спортивного» интереса, не адекватны полученным обществом и государством результатам. Для граждан, не имеющих достаточных денежных средств, предусмотрены многочисленные виды льгот», – напоминают в патентном ведомстве.
Внесенные в Гражданский кодекс РФ поправки и принятое постановление Правительства России ограничивают такой «спортивный интерес»: с 30 октября каждый гражданин или юридическое лицо может в течение календарного года подать только десять «бесплатных» заявок: «По остальным заявитель уведомляется об отказе в предоставлении права на освобождение от уплаты пошлин. Заявление приобщается к делу, но сведения о его поступлении не вносятся в государственный реестр и не публикуются при выдаче патента, а у заявителя не возникает обязанность по его отчуждению», – поясняют в Роспатенте.
При этом на 2020 год устанавливается особый порядок: ограничивается только количество заявок, поданных после 30 октября. То есть любой желающий мог в течение десяти месяцев этого года представить на «беспошлинное» патентование хоть тысячу разработок, а в ноябре и декабре – еще десять.
С другой стороны, те же поправки могут обернуться существенным повышением затрат добросовестных заявителей на получение правовой защиты. Вместо фиксированной патентной пошлины за проведение экспертизы (базовая ставка составляет 4,7 тысячи рублей плюс 2,8 тысячи за каждый дополнительный пункт формулы) им придется оплачивать услуги сторонних компаний.
В настоящее время так называемые предварительный информационный поиск и оценка патентоспособности заявленного технического решения проводятся ФГБУ «Федеральный институт промышленной собственности» (ФИПС), входящим в структуру патентного ведомства. Но уже с 1 августа 2021 года эти функции делегируют выполнять аккредитованным научным и образовательным организациям, обладающим компетенциями в конкретных областях знаний. Сама аккредитация станет бесплатной, но уполномоченные «эксперты» получат право самостоятельно определять стоимость своих услуг, а вынужденное их получение заявителями будет считаться добровольным. «Данные изменения позволят расширить круг специалистов, владеющих практическими навыками проведения информационного поиска и оценки патентоспособности, анализа патентной и иной документации в специализированных областях науки и техники. А также предоставят эксперту Роспатента возможность уменьшить объем подготовительной работы и лучше понять сущность заявленного изобретения», – убеждены в ведомстве.
В качестве примера чиновники приводят западную практику. Так, в Японии участие представителя специализированной организации в совместном обсуждении технического решения с экспертом ведомства позволяет сократить трудозатраты государственного сотрудника в два раза. Кроме того, в Роспатенте утверждают, что реформа позволит ускорить процедуру оформления патента и снизить размер пошлин.
Однако многие участники рынка критически оценили идею передачи части государственных функций на своеобразный аутсорсинг. Еще на этапе обсуждения законопроекта они указывали на риск возникновения конфликта интересов – предоставления являющимся конкурентами уполномоченным институтам доступа к конфиденциальной патентной информации. Ведь нередко авторитетные научные и образовательные организации, которым Роспатент может доверить проведение соответствующих работ, сами являются или аффилированы с конкурирующими разработчиками, производителями или участниками рынка. Например, специализирующееся на продаже лицензий в области железнодорожного вагоностроения АО «Научно-внедренческий центр «Вагоны» возглавляет Юрий Бороненко – заведующий кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство» Петербургского государственного университета путей сообщений: «Придание научным и образовательным организациям статуса аккредитованных для проведения предварительного информационного поиска и оценки патентоспособности означает децентрализацию соответствующей государственной услуги, ослабление контроля над целостностью и единством методологических подходов. Это неизбежно приведет к снижению качества экспертизы и, в конечном счете, к подрыву авторитета Роспатента как поискового органа и возможной утрате функций международного поискового органа», – отмечалось в ходе общественного обсуждения.
В самом Роспатенте отрицают такие сомнения. По мнению чиновников, аккредитация позволит оценить и контролировать профессиональный уровень специалистов научных и образовательных организаций, которые обязаны будут соблюдать конфиденциальность содержащихся в документах заявки сведений. «Уголовным кодексом РФ предусмотрена ответственность за разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации сведений о них», – напоминают в ведомстве.
По данным Федеральной службы по интеллектуальной собственности, в 2019 году было подано 52,6 тысячи заявок на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, зарегистрировано почти 48,3 тысячи объектов. Всего на 1 января действовало 351,6 тысячи патентов.
Виктор Станковский, патентный поверенный, партнер компании «Городисский и Партнеры»
К сожалению, некоторые авторы очень сильно злоупотребляли предоставленной законом возможностью, подавая порой по несколько тысяч «беспошлинных» заявок. Это были откровенно «мусорные» разработки, которые зачастую не соответствовали даже формальным требованиям. Экспертиза выносила отказы, авторы обжаловали их в Палату по патентным спорам, которая опять же бесплатно вынуждена была все это рассматривать.
Убежден, что ничего общего с развитием научно-технического прогресса такая благотворительность не имеет. Серьезное изобретение не нуждается в субсидии в размере пошлины в несколько тысяч рублей. Надо понимать, что патентование – это не утеха авторских амбиций, а прежде всего договор с государством. По нему патентообладатель приобретает преимущества для коммерческой реализации проектов за счет предоставленного государством исключительного права как вознаграждение за потраченные умственные и финансовые усилия.
Разделение труда эксперта патентного ведомства и поисковых структур соответствует международной практике, в том числе Европы и США. Во времена СССР Всесоюзный институт государственной патентной экспертизы (ВНИИГПЭ, предшественник ФИПС) привлекал внештатных экспертов из ведущих московских НИИ и КБ, специализирующихся в соответствующих сферах. Они готовили все необходимые поиски, проекты решений, но последнее слово было за штатным экспертом.
Алексей Петров, патентный поверенный, партнер компании Claims
В понимании Роспатента ограничение количества «беспошлинных» заявок позволит оптимизировать расходы государства на их экспертизу и сократить случаи злоупотребления правом. Такие меры стимулируют авторов разумнее подходить к выбору своих разработок, регистрируемых на льготных условиях, а патентному ведомству объективно позволят больше зарабатывать на пошлинах, которые являются значительной строкой дохода федерального бюджета.
Сам по себе институт подачи заявок с условием публичного заключения договора об отчуждении патента позволяет автору проверить инвестиционный потенциал своей разработки: если на стадии регистрации на нее нет спроса, то, возможно, и нет смысла ее регистрировать и нести соответствующие расходы. Также такие инструменты сокращают количество «собак на сене» в сфере патентования.
Вместе с тем условия договора отчуждения могут быть любыми рыночными, в том числе возмездными. На этапе регистрации публикуется только информация о готовности заключить такой договор в будущем, а все остальное согласовывается сторонами при его подписании. Роспатент повлиять на них не вправе.
Передача патентного поиска на аутсорсинг позволит оптимизировать работу Роспатента, снизить ведомственную нагрузку в части экспертизы и сократить сроки ее проведения. Участие специализирующихся в сфере патентуемых решений организаций повысит качество таких поисков и, соответственно, качество самих патентов. Кроме того, такая система стимулирует поддержку и развитие деятельности аккредитованных образовательных и научных центров.