18.02.2021
Недовольные сотрудники могут усложнить деятельность работодателя, причинив ему немалый финансовый и репутационный вред. При этом даже самые добросовестные компании вынуждены платить за предъявленные иски. Дополнительную нагрузку создают чаще всего безрезультатные проверки Государственной трудовой инспекции.
18.02.2021. АПИ — Гарантируя свободный труд и достаточно детально урегулировав права и обязанности работодателя и сотрудника, законодательство признает подчиненного экономически более слабой стороной в трудовом правоотношении. Поэтому на государство возлагается обязанность обеспечить надлежащую защиту прав и законных интересов работников. Однако далеко не все трудящиеся пользуются предоставленными им привилегиями добросовестно.
Действующий Трудовой кодекс РФ освобождает работников от любых судебных расходов. На практике это означает, что независимо от обоснованности предъявленного к работодателю иска гражданину не придется возмещать его затраты на привлечение юристов.
Такая «привилегия» стимулирует безответственность истцов, которые могут бесплатно предъявлять к добросовестным компаниям любые претензии. Например, почти три десятка исков против АО «Мерседес-Бенц Рус» подала Фатима Ахмедова, восемь лет проработавшая в подмосковном подразделении немецкой корпорации. Бывшая сотрудница утверждала, что компания лишила ее отпуска и бесплатного питания, незаконно объявила выговор, несвоевременно выдала трудовую книжку и так далее.
Но служители Фемиды не усмотрели таких нарушений. В частности, Фатима Ахмедова своевременно отгуляла все положенные ей 234 дня отпуска, причем иногда отдых предоставлялся компанией «авансом». «Каких-либо доказательств того, что истец обращалась с заявлениями о предоставлении отпусков либо части отпусков в иные сроки, отличные от спорных, в чем ей было отказано работодателем, не представлено», – отмечается в решении суда. Требуя выслать почтой трудовую книжку, работница не указала адреса и цели запроса, «что препятствовало ответчику своевременно направить запрашиваемые документы». Также выяснилось, что Фатима Ахмедова не вернула выданный ей корпоративный ноутбук, за что АО «Мерседес-Бенц Рус» применило к недобросовестной сотруднице дисциплинарное взыскание (выговор): «В данном случае суд учитывает, что стороной истца не представлено доказательств невозможности выполнить требования», – заключил суд, подтверждая законность действий работодателя. А Московский областной суд пришел к выводу, что предоставление персоналу бесплатного питания, равно как и других льгот и подарков, не является обязанностью компании.
С десятком работодателей судилась петербургский преподаватель Светлана Квинт. Из Пожарно-спасательного колледжа ее уволили за аморальное поведение – получение от слушателей подарков за сдачу зачетов: «Передачу преподавателю каких-либо заранее с ним согласованных материальных ценностей в обмен на гарантированную положительную оценку знаний по предмету без проведения их проверки нельзя квалифицировать как дарение», – констатировал суд, подтверждая законность примененных санкций. Обоснованным служители Фемиды признали и увольнение Светланы Квинт из школы № 376, равно как и отказ Охтинского колледжа принять ее на работу в качестве преподавателя физики. Не ужилась петербурженка и в Колледже метрополитена, не приняли ее на государственную службу и так далее.
Три с половиной года длился вымышленный конфликт Анны Григорьевой с ООО «Яношка Павловск» (типографией, входящей в немецкий концерн Janoschka Group). В 2017 году печатник глубокой печати Николай Григорьев информировал руководство о смене пола. Поскольку занимаемая должность была включена в список вредных для прекрасной половины трудящихся работ, компания отстранила ставшего женщиной сотрудника, а в связи с отсутствием подходящих вакансий – уволила по не зависящим от воли сторон обстоятельствам.
Такое решение работодателя сторонники превратившегося в Анну Григорьеву печатника расценили как трансгендерную дискриминацию и провели против немецкой фирмы информационную кампанию. Но районный суд не усмотрел нарушений, так как работодатель не был обязан создавать безопасные условия труда женщин на соответствующих рабочих местах: «Следовательно, у суда нет оснований полагать, что в отношении истца со стороны ООО «Яношка Павловск» допущена какая-либо дискриминация, в том числе по признаку пола, в реализации своего права на труд», – отмечается в решении. К такому же выводу пришла и апелляционная коллегия. В свою очередь, кассационная инстанция указала на необходимость оценить физиологические особенности организма истицы после коррекции пола с мужского на женский.
При повторном рассмотрении дела была проведена судебная медицинская экспертиза, которая установила отсутствие у Анны Григорьевой противопоказаний к выполнению работы печатника глубокой печати. На этом основании приказ об увольнении признали незаконным, а в пользу истицы взыскали не полученные за почти два года споров 1,8 млн рублей заработной платы. Санкт-Петербургский городской суд отклонил представленное компанией альтернативное заключение государственной экспертизы условий труда, свидетельствующее о невозможности осуществления спорной работы женщиной. Вместе с тем служители Фемиды не усмотрели и факта «основанной на гендерных стереотипах дискриминации по половому признаку». Окончательное решение по длительному спору 1 февраля принял Третий кассационный суд.
В Трудовом кодексе РФ отсутствует понятие злоупотребления правом. В то же время, согласно разъяснениям Верховного суда России, при установлении такого факта со стороны сотрудника служители Фемиды могут отклонить его формально обоснованный иск: «В указанном случае работодатель не должен отвечать за неблагоприятные последствия, наступившие вследствие недобросовестных действий со стороны работника», – констатировала высшая инстанция.
Практика рассмотрения таких споров пока остается противоречивой. Нередко суды признают законным прямо запрещенное Трудовым кодексом РФ увольнение сотрудника в период его нетрудоспособности, считая ее «вымышленной». Так, оспаривая свое увольнение с поста директора Новосибирского центра профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров Федерального дорожного агентства, Игорь Христенко представил листок нетрудоспособности (больничный) более чем за три месяца, но не смог доказать, что уведомил о своей болезни работодателя. Сокрытие факта своей временной нетрудоспособности служители Фемиды расценили как злоупотребление правом.
Недобросовестность суд усмотрел и в действиях заместителя генерального директора АО «Научно-производственный концерн «Технологии машиностроения» Людмилы Животовской. В составе российской делегации оборонно-промышленного комплекса ее отправили в командировку в Индию для переговоров с военными ведомствами этой страны. Однако уже после возвращения выяснилось, что сотрудница не участвовала в деловых мероприятиях, а находилась в курортной зоне по частным делам. Полиция предъявила обвинение в мошенничестве (командировочные расходы превысили 1,3 млн рублей), а предприятие уволило топ-менеджера за прогул. Но в день принятия такого решения Людмиле Животовской якобы стало плохо, и она отправилась в частную клинику, которая позже выдала листок нетрудоспособности. «Истица действовала недобросовестно, искусственно создав уважительную причину неявки на работу, при которой работодатель не мог бы ее уволить по собственной инициативе», – заключил Московский областной суд, подтверждая законность действий предприятия.
В свою очередь, добросовестными служители Фемиды признали действия монтажника ООО «МАКК 2000» Алексея Валдаса, который приостановил работу до погашения задолженности по заработной плате, а после подал иск о взыскании компенсации за вынужденный прогул. «Норма Трудового кодекса РФ направлена на возмещение работнику не полученной заработной платы вследствие противоправного бездействия работодателя, выразившегося в невыплате заработной платы. Это может быть квалифицировано как незаконное лишение работника возможности трудиться», – отмечается в решении Свердловского областного суда.
«Кошмариванием» бизнеса нередко оборачиваются проверки Государственной трудовой инспекции (структура Федеральной службы по труду и занятости). Проводимая реформа контрольно-надзорной деятельности предусматривает сокращение числа плановых проверок, а также использование при их назначении риск-ориентированного подхода. Такая политика призвана снизить нагрузку на добросовестных работодателей, ранее не совершавших нарушений трудового законодательства. Более того, в рамках антикризисной программы по борьбе с коронавирусом в 2021 году плановые ревизии малого бизнеса вообще запрещены.
Однако никто не отменял внеплановые проверки, которые трудовая инспекция по существу обязана проводить по каждой жалобе работника. Вот только практика свидетельствует, что в среднем каждое третье обращение таких потерпевших оказывается необоснованным. Например, пензенское ООО «Килобайт» в 2020 году выдержало 23 ревизии, причем новые чаще всего начинались еще до окончания предыдущих. Каждая проверка проводилась c целью оценки доводов, изложенных в обращении сотрудников, и «обеспечения соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан». Так, только Владимир Володин жаловался в надзорный орган как минимум трижды. В сумме «прокошмарив» компанию 460 дней, инспекция выявила всего одно нарушение, связанное с предоставлением отпуска Виталию Катриченко. Необоснованными оказались и 14 из 15 жалоб, поданных сотрудниками волгоградского ООО «Системный буровой сервис». По итогам этих ревизий трудовая инспекция констатировала, что заработная плата Пономареву выплачивалась в среднем через две недели после окончания месяца – компании выдали предписание начислить за такую задержку денежную компенсацию. Все остальные претензии работников не подтвердились.
Почти три сотни раз трудовые инспекции проверяли железнодорожников – ОАО «Российские железные дороги» и АО «Федеральная пассажирская компания». Больше половины проверок не выявили каких-либо нарушений прав работников. Неэффективными оказались две трети (124 из 182) проверок соблюдения трудового законодательства в АО «Почта России» (ранее – одноименное ФГУП) и ПАО «Ростелеком», почти 60 процентов в торговой сети «Магнит» (АО «Тандер»), больше половины – ПАО «Сбербанк России», торговой сети «Пятерочка» (ООО «Агроторг»), ООО «Евросеть-ритейл» и во многих других компаниях.
По данным портала «Судебная статистика РФ», за первую половину 2020 года работники предъявили к работодателям 139,6 тысячи исков. Большинство (81 процентов) – о взыскании задолженности по заработной плате и других выплат. Из рассмотренных судами 125,3 тысячи дел 117,4 тысячи (93,7 процента) были разрешены в пользу трудящихся. Средняя сумма взыскания превысила 43,6 тысячи рублей.
По данным Федеральной службы по труду и занятости, в 2020 году государственные трудовые инспекции провели 70,6 тысячи проверок, по итогам 46,5 тысячи (65,9 процента) были выявлены правонарушения. Доля внеплановых проверок составила 95 процентов.
Светлана Гузь, управляющий партнер Бюро юридических стратегий Legal to Business
Большинство злоупотреблений работников связаны с получением листков нетрудоспособности в отсутствие такой необходимости. Частые больничные вызывают недовольство работодателя, вынужденного перекладывать объем работы «болеющего» на других сотрудников, провоцируют дополнительные проверки со стороны кадровой службы и, как следствие, могут послужить причиной увольнения.
Получивший отказ в трудоустройстве соискатель может заявить о дискриминации – утверждать, что решение работодателя связано не с деловыми качествами кандидата, а с полом, инвалидностью, внешними данными, возрастом, судимостью и другими причинами. В этом случае нанимателю придется доказать профессиональное несоответствие соискателя, недостаточность его навыков, знаний и умений.
Практика свидетельствует, что как бы работодатель ни старался грамотно управлять персоналом, всегда найдется тот, кто будет решать свои проблемы путем подачи исков и жалоб.
Единственным верным решением в этом случае видится последовательное и профессиональное делопроизводство внутри компании, оформление всех необходимых локальных нормативных актов и ведение личных дел сотрудников. Это позволит избежать нарушений и, соответственно, претензий. Использование психологических знаний и переговорных навыков позволит в спорных ситуациях понять личность конкретного сотрудника, найти индивидуальный подход и принять компромиссное решение.
Данила Келин, корпоративный юрист «Объединенной Консалтинговой Группы»
Трудовой кодекс РФ предоставляет сотрудникам больше возможностей для защиты своих прав, нежели работодателю. Предполагается, что гражданин является слабой стороной и у него значительно меньше, нежели у организации, ресурсов – как финансовых, так и «человеческих». Недобросовестные сотрудники вовсю пользуются такими привилегиями при трудоустройстве, расторжении договора или оспаривании незаконного увольнения. А суды также все чаще в спорах поддерживают работников, а не компании. В частности – восстанавливают пропущенные порой на несколько лет сроки исковой давности.
Под злоупотреблениями понимаются умышленные недобросовестные действия работника при осуществлении своих трудовых прав. Показательный пример – уже после увольнения сотрудницы за многократные дисциплинарные проступки выясняется, что она находится на небольшом сроке беременности. Хотя работница скрыла этот факт от руководителя, увольнение признается незаконным. В другой ситуации работница при трудоустройстве утаила факт беременности и спустя всего месяц ушла в декретный отпуск.
По общему правилу, получив жалобу от сотрудника, Государственная трудовая инспекция приходит с внеплановой проверкой. От таких ревизий не застрахована ни одна компания, равно как не существует механизмов их предупредить. Но работодателю стоит подготовиться к визиту инспекторов. Используя официальный список контрольных вопросов (так называемый чек-лист), компания может самостоятельно выявить и устранить имеющиеся недочеты в сфере трудовых отношений с работниками.
Татьяна Нечаева, юрист рекрутингового портала HeadHunter
При поиске нового сотрудника работодатель, конечно же, обращает внимание на прошлый опыт кандидата. Но конфликтность, в том числе подача на предыдущего нанимателя жалобы в трудовую инспекцию или предъявление иска в суд, не является основанием для отказа в трудоустройстве. Такое решение нового работодателя может рассматриваться как дискриминация, поскольку не относится к деловым качествам работника. С другой стороны, для предупреждения новых конфликтов соискателю уже на этапе собеседования лучше не утаивать такие прецеденты и объективно все объяснять. Это позволит продемонстрировать свою открытость и готовность к конструктивному диалогу.
Наши исследования последних лет свидетельствуют, что почти треть трудящихся россиян сталкиваются с конфликтами на работе не реже одного раза в месяц. Небольшая доля опрошенных признались, что конфликтуют с руководством каждый день, а каждый пятый – не реже раза в неделю. В подавляющем большинстве случаев причинами споров служат рабочие, но нередко и бытовые вопросы.
Тогда как положительным опытом решения проблем и достижения договоренности могут похвастаться далеко не все. Часто происходит «заморозка» конфликта до следующего обострения. Также периодически итогом спора становятся дисциплинарные взыскания или даже увольнение одного или всех участников.