15.03.2021
15.03.2021. АПИ — В соответствии с практикой Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) осужденные должны отбывать наказание как можно ближе к месту их прежнего проживания или нахождения родственников. Такие решения по искам этапированных в Карелию заключенных принял Третий кассационный суд.
Согласно Уголовно-исправительному кодексу РФ, осужденных к лишению свободы предписывается направлять в исправительные учреждения в пределах субъекта Федерации, в котором они проживали или совершили преступление. Вместе с тем при отсутствии в таких колониях свободных мест заключенный может быть отправлен в любой, даже самый отдаленный регион.
Иски против Федеральной службы исполнения наказания (ФСИН) подали Сергей Плешев и Станислав Некрасов, отбывающие наказание в расположенной в городе Сегежа Республики Карелии исправительной колонии № 7. До ареста они проживали в Ленинградской области и Коми соответственно, в этих регионах остались их близкие – родители, супруги и дети. Однако ФСИН отклонила их ходатайства о переводе в исправительное учреждение в родные субъекты Федерации.
Оспаривая отказ чиновников, заключенные ссылались на решения ЕСПЧ. Еще в 2017 году страсбургские служители Фемиды пришли к выводу, что направление осужденных в расположенные на значительном отдалении от места проживания их семей и близких исправительные учреждения является нарушением права на уважение семейной жизни. «Согласно Европейским пенитенциарным правилам, национальные власти обязаны предотвращать разрыв семейных связей и обеспечивать для заключенных разумную степень контакта с их семьями, предоставляя возможности для посещения так часто, насколько это возможно, и максимально нормальным образом», – констатировал ЕСПЧ.
Рассматривая иск Станислава Некрасова, Сегежский городской суд установил, что четыре колонии строгого режима Санкт-Петербурга и Ленинградской области заполнены только на 77 процентов. «Заявленные требования административного истца мотивированы необходимостью поддержания социально полезных связей с родственниками, проживающими в Ленинградской области и не имеющими возможности в силу возраста, состояния здоровья и (или) материального положения посещать Некрасова С.А. в Республике Карелия», – заключил суд, признавая отказ ФСИН в переводе в другое исправительное учреждение незаконным. Такое же решение было принято по иску Сергея Плешева.
В апелляционных жалобах чиновники указывали на приоритет норм национального права над международным и возможность осужденных «поддерживать социально полезные связи с родителями путем ведения переписки, телефонных переговоров и направления посылок». Расстояние между Ленинградской областью и Карелией – 700 километров, по мнению ведомства, является незначительным. Но апелляционная коллегия отклонила эти доводы: «Достаточно молодой возраст административного истца, его супруги, общего малолетнего ребенка, оставшийся срок наказания с очевидностью ставят под сомнение возможность сохранения семьи и привязанности к ребенка к отцу в условиях исключительно дистанционного общения посредством переписки и телефонных переговоров. Прекращение брака, утрата связи с малолетним ребенком не будут способствовать исправлению осужденного и предупреждению совершения им новых преступлений», – отмечается в определении республиканского суда. К такому же выводу пришла и кассационная инстанция.
Аналогичные решения были приняты по иску Александра Ямщикова, также отбывающего в карельской колонии 13-летний срок лишения свободы. Его родители остались в городе Арзамас Нижегородской области, то есть на расстоянии 1,4 тысячи километров, хотя сам осужденный до заключения проживал в соседней с Карелией Республике Коми: «Материалами дела подтверждается намерение и желание административного истца поддерживать связь со своими родителями. Представлены документы, доказывающие состояние здоровья матери, затрудняющее ее перемещение на значимые расстояния, а также желание обоих родителей часто видеться с сыном», – констатировала апелляционная коллегия. Требование о переводе осужденного в нижегородскую колонию поддержал и кассационный суд.
Отметим, что 29 сентября вступили в силу поправки в Уголовно-исполнительный кодекс РФ, ограничивающие произвольное размещение заключенных. Теперь при отсутствии свободных мест в исправительном учреждении того же региона осужденный должен направляться в колонию, расположенную на территории «наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника» субъекта Федерации. Кроме того, один раз за время отбытия наказания по заявлению самого заключенного или его близких родственников он может быть переведен в другую колонию (АПИ писало о них – Заключенных обязали размещать ближе к дому).
По данным Федеральной службы исполнения наказаний, в 677 исправительных колониях отбывают наказание 375,9 тысячи осужденных, в 106 колониях-поселениях – 29,4 тысячи человек. За год число заключенных сократилось более чем на 12 процентов.