17.03.2021
17.03.2021. АПИ — Гражданина России обязали выплатить задолженность на основании исполнительного листа нотариуса Республики Беларусь. Такое решение принял Второй апелляционный суд.
Иск против жителя Ханты-Мансийска Станислава Рыбалко предъявило государственное предприятие «ЖРЭТ г. Витебска». По его утверждению, россиянин не заплатил за отопление принадлежащей ему квартиры в Витебске 1641 белорусский рубль, что соответствует примерно 46,5 тысячи российских рублей. В подтверждение недоимки предприятие представило выданную белорусским нотариусом Натальей Приставко исполнительную надпись.
Рассматривая вопрос о принудительном исполнении требований витебского предприятия, российские служители Фемиды проанализировали международные соглашения. В частности, подписанная в рамках Содружества Независимых Государств Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам приравнивает к судебным решениям нотариальные акты в отношении денежных обязательств и предусматривает их признание и исполнение на территории всех участвующих в соглашении стран. Поэтому Ханты-Мансийский суд удовлетворил требования белорусской компании о принудительном взыскании задолженности с российского гражданина.
Оспаривая это решение, Станислав Рыбалко отрицал наличие недоимки, так как давно продал квартиру в Витебске. Кроме того, по белорусским законам нотариус вправе был совершать исполнительную надпись только при условии, что должник проживает на территории республики, тогда как он с 2009 года постоянно зарегистрирован в России.
Но апелляционный суд отклонил его доводы. Взыскатель представил подтверждение наличия у Станислава Рыбалко вида на жительство в Республике Беларусь, подтверждающего, соответственно, право на проживание в стране. Следовательно, нотариус имела все основания для совершения в отношении него исполнительной надписи. Отказались российские служители Фемиды оценивать вопрос наличия задолженности и иные обстоятельства по существу спора. «Суд, рассматривающий ходатайство о признании и разрешении принудительного исполнения решений, ограничивается установлением соблюдения предусмотренных Конвенцией условий», – отмечается в решении апелляционной инстанции.
Отметим, что действующее законодательство не запрещает предъявлять иск в стране, в которой ответчик не находится. Но разрешая вопрос о признании и принудительном исполнении принятого за границей решения, российские суды обязаны удостовериться в соблюдении ряда основополагающих процессуальных принципов (АПИ подробно писало об этом – Иностранные истцы).
По данным портала «Судебная статистика РФ», за первую половину минувшего года суды общей юрисдикции рассмотрели 249 заявлений о признании решений иностранных судов и выдаче исполнительного листа, 123 было удовлетворено. Арбитражные суды подтвердили 62 из 95 таких решений о взыскании в сумме 1,4 млрд рублей.