Рейтинг@Mail.ru
home

19.04.2021

На нотариусов возложили полную ответственность за невнимательность

19.04.2021. АПИ — Нотариусы обязаны доказать надлежащее исполнение своих обязанностей, в том числе по идентификации клиентов. К такому выводу пришел Верховный суд России.

В сложной ситуации оказалась жительница Башкортостана Светлана Султангареева, купившая квартиру у Татьяны Потеряхиной. От имени продавца договор подписала Иванцова, действующая на основании удостоверенной нотариусом Ариной Хомутовой доверенности. Однако позже выяснилось, что собственница не планировала продавать недвижимость, а доверенность была оформлена на основании подложного паспорта. Поэтому суд признал сделку недействительной и вернул квартиру легальному владельцу.

Иск о возмещении уплаченных мошеннице 700 тысяч рублей Светлана Султангареева предъявила нотариусу и застраховавшей ее профессиональную ответственность компании «СОГАЗ». Однако частнопрактикующий служитель юстиции отрицала свою вину в произошедшем. По ее мнению, убытки истице были причинены в результате совершения преступления, тогда как сама нотариус также оказалась введенной мошенниками в заблуждение.

Районный суд поддержал эти доводы, возложив на истицу бремя доказывания допущенных нотариусом нарушений. «Нотариус Хомутова А.А. в установленном законом порядке проверила личность гражданина, обратившегося за осуществлением нотариального действия, согласно представленному паспорту. Иной процедуры установления личности гражданина законодательством не предусмотрено. Доказательств того, что паспорт имел явные признаки подделки, суду предоставлено не было», – констатировал суд, отклоняя требования потерпевшей Светланы Султангареевой.

В свою очередь, апелляционная коллегия признала эти выводы ошибочными и указала на наличие прямой причинно-следственной связи между действиями частнопрактикующего служителя юстиции и причиненными истцу убытками. «Нотариус, вопреки требованиям закона, не проявив необходимую для надлежащего исполнения своих обязанностей заботливость и осмотрительность, не установила должным образом личность гражданина, действующего от имени доверителя. Вследствие этого истец, полагаясь на удостоверенную нотариусом доверенность, уплатила покупную цену лицу, не имеющему права ни продавать квартиру, ни получать за нее денежные средства», – заключили служители Фемиды, взыскивая в пользу потерпевшей страховое возмещение.

Это решение поддержал Верховный суд России. Он напомнил, что на нотариуса возлагается обязанность удостоверить личность обратившегося к нему гражданина. «При этом закон не предусматривает исчерпывающим образом методы и способы удостоверения личности и проверки подлинности документов, а также перечень применяемых при этом технических средств. Вопрос о полноте и достаточности такой проверки остается на усмотрение самого нотариуса, который несет профессиональный риск как ненадлежащего совершения нотариальных действий, так и необоснованного отказа в их совершении. При этом обязанность доказать надлежащее исполнение своих обязанностей возлагается на нотариуса», – отмечается в определении высшей инстанции.

Выводы об ответственности нотариуса Верховный суд России включил в квартальный обзор практики, де-факто обязательный для всех служителей Фемиды.

Напомним, что частнопрактикующие служители юстиции практически никогда не соглашались отвечать за свои якобы случайно допущенные проступки. Причинами ошибки в идентификации личности они называли трудности в опознании человека в верхней одежде и головных уборах, погодные условия и иные причины. Многочисленные удостоверенные нотариусами сделки признавались недействительными по факту выявления подлога документов, подписания договора умершим собственников и в ряде иных причин. При этом бремя доказывания вины нотариуса суды возлагали на потерпевших граждан (АПИ подробно писало об этой практике – Нотариус всегда прав).

Справка

По данным Министерства юстиции РФ, в 2020 году страховые компании признали 9 случаев причинения нотариусами ущерба в общем размере в 3 млн рублей. В 2019 году 14 потерпевшим было выплачено менее 1,4 млн рублей.