07.06.2021
07.06.2021. АПИ — Даже грубое нарушение пешеходом правил безопасности на путях не снимает ответственности с железнодорожников. Такое решение принял Восьмой кассационный суд.
В январе 2018 года в Аскизском районе Республики Хакасия грузовой поезд сбил находящуюся на путях 42-летнюю Тодинову. Служебное расследование пришло к выводу, что машинист подавал громкий звуковой сигнал (тифон) и применил экстренное торможение, но женщина шла спиной к локомотиву. Причиной гибели следователи признали нарушение самой потерпевшей правил перехода через железнодорожные пути и в связи с отсутствием в действиях локомотивной бригады состава преступления отказали в возбуждении уголовного дела.
Иск против ОАО «Российские железные дороги» подала дочь погибшей – Ксения Сагалакова. Поскольку поезд является источником повышенной опасности, она просила взыскать с ответчика компенсацию причиненного смертью матери морального вреда в размере полумиллиона рублей. По словам истицы, с погибшей они «были близки по духу, между ними сложились теплые, добрые отношения, потеря матери для дочери невосполнима». Кроме того, Ксения Сагалакова вынуждена была взять на себя бремя по воспитанию и содержанию младших брата и сестры.
Отрицая обязанность возмещать такой ущерб, представители ответчика указывали на отсутствие вины железнодорожной компании и грубое нарушение правил безопасности со стороны потерпевшей. Ведь она не пыталась перейти пути, а шла по ним в наушниках и не реагировала на громкие сигналы. Также юристы ОАО «РЖД» считали недоказанным размер причиненных истице страданий, так как она за медицинской и психологической помощью не обращалась.
В качестве соответчика суд привлек застраховавшую ответственность железной дороги компанию «Ингосстрах». Ее представители также просили суд существенно снизить размер требуемой дочерью погибшей компенсации. В свою очередь, участвующий в деле прокурор Бейского района Ольга Благова заявила о необходимости взыскания исключительно страхового возмещения с учетом принципов разумности и справедливости.
Служители Фемиды констатировали, что согласно Гражданскому кодексу РФ, владелец источника повышенной опасности обязан возмещать причиненный им вред вне зависимости от наличия вины. Но размер такой компенсации может быть уменьшен при наличии в действиях потерпевшего грубой неосторожности. В рассмотренном случае грубая неосторожность самой потерпевшей содействовала возникновению вреда. «Будучи в совершеннолетнем возрасте, потерпевшая двигалась по железнодорожному пути спиной к поезду, не реагировала на подаваемые звуковые сигналы большой громкости, поскольку находилась в наушниках. Не проявила должной осмотрительности, предвидела или могла предвидеть вероятность наступления вредоносных последствий своего поведения, однако легкомысленно рассчитывала на их ненаступление», – отмечается в решении. При этом справедливой компенсацией районный суд признал сумму в 150 тысяч рублей, в том числе 100 тысяч страхового возмещения со стороны СПАО «Ингосстрах» и 50 тысяч обязали заплатить ОАО «РЖД».
Оспаривая это решение, истица просила увеличить суммы выплаты, так как железнодорожная компания не проявила «должного отношения к своим обязанностям по профилактике и предотвращению подобных ситуаций». Тогда как ответчики настаивали на отклонении иска, а определенную первой инстанцией сумму сочли завышенной, не отвечающей принципам разумности и справедливости, а также противоречащей сложившейся судебной практике по аналогичным спорам. Апелляционная коллегия не согласилась с доводами сторон и поддержала оспариваемое решение.
К такому же выводу пришел и кассационный суд. «При определении размера компенсации морального вреда суду с учетом требований разумности и справедливости следует исходить из степени нравственных или физических страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств каждого дела», – заключила коллегия.
Отметим, что действующее законодательство предусматривает обязательное страхование жизни и здоровья пассажиров на сумму не менее двух миллионов рублей. Такое возмещение выплачивается в случае смерти или получения инвалидности I степени. Пропорционально причиненному вреду определяется размер компенсации за причиненные травмы.
По данным Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, в 2020 году на железных дорогах произошло 20 крушений и 3 аварии, в которых погибли четыре пассажира и работника. Происшествия на путях с пешеходами, в том числе смертельные, не учитываются.