08.06.2021
08.06.2021. АПИ — Дети выселенных из Поволжья немцев являются потерпевшими от национальных репрессий. Решение по такому делу принял Первый кассационный суд.
В сложной ситуации оказалась проживающая в Каменск-Уральске Гермина Пономарева (уроженная Фабер). Ее мать в одиннадцатилетнем возрасте вместе с родителями была депортирована из Немецкой автономии Саратовской области в спецпоселение в Казахстан. Саму семью признали жертвами репрессий, тогда как родившейся в ссылке в 1960 году Гермине в выдаче такой справки отказали. По мнению чиновников МВД России, еще в 1955 году высланные немцы и члены их семей были сняты со спецучета и освобождены из-под административного надзора милиции. А поскольку Гермина Пономарева родилась после фактического освобождения ее родителей, она политической репрессии по национальному признаку не подвергалась.
Районный суд, в который обратилась не согласная с выводами правоохранительных органов уже пенсионерка, признал их обоснованными. «Непременным условием для реабилитации детей репрессированных родителей является документальное подтверждение нахождения вместе с родителями на спецпоселении», – заключили служители Фемиды.
Иначе ситуацию оценил Свердловский областной суд. Представленная архивная справка подтверждала, что истица родилась в селе Бирсуат Кокчетавской области Казахстана и проживала там до 1980 года. Но служители Фемиды оценили и исторический аспект: семья Фабер была выселена в 1941 году как немцы на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР, подписанного в начале Великой Отечественной войны Михаилом Калининым. Он был отменен только в 1964 году. «Таким образом, со времени своего рождения вплоть до 1964 года Пономарева была лишена возможности совместно с родителями и другими членами своей семьи свободно вернуться на территорию Саратовской области, откуда была выселена ее мать, а принадлежавшее ее семье до выселения имущество возврату не подлежало. Соответственно, административный истец до 1964 года имел статус репрессированного лица», – отмечается в определении апелляционной коллегии.
Отклоняя кассационную жалобу свердловского управления МВД России, суд напомнил, что фактически запрет для возвращения немцев в места, откуда они были выселены, был отменен только в 1972 году.
Правозащитники положительно оценивают выводы служителей Фемиды. «Это решение полностью соответствует закону, и его можно только приветствовать. К сожалению, суды далеко не всегда вникают в исторические обстоятельства и принимают во внимание нормативные документы того времени. Проблема детей, родившихся после формального «освобождения» родителей, – давняя и трудная. Ее корень заключается в недоступности архивов НКВД-МГБ-МВД. Cами эти ведомства нередко делают вид, что имеющихся вполне однозначных документов якобы недостаточно, а суды чаще всего им поддакивают. В данном деле мы имеем отрадное исключение», – пояснил АПИ председатель правления Международного историко-просветительского, благотворительного и правозащитного общества «Мемориал» (включено в реестр «иностранных агентов») Ян Рачинский.
Хотя еще в 2008 году Конституционный суд России рассмотрел жалобу дочери высланного в Иркутскую область «врага народа». Она утверждала, что и после объявленного в 1954 году освобождения из спецпоселения ее семья подвергалась ограничениям и была лишена возможности вернуться из ссылки. Высшая инстанция пришла к выводу, что формально освобожденное со спецпоселения лицо «фактически сохраняет статус репрессированного вплоть до окончательного устранения всех последствий произвола».
Напомним, что Автономная Социалистическая Советская Республика Немцев Поволжья в составе РСФСР была создана в 1923 году на территориях современных Саратовской и Волгоградской областей. По переписке 1939 года, в ней проживало 606,5 тысячи человек, в том числе 366,7 тысячи (60,5 процента) – немецкой национальности. В ходе проведенной в августе 1941 года депортации в отдаленные районы Сибири, Казахстана и Средней Азии выслали 446,5 тысячи человек.