12.08.2021
12.08.2021. АПИ — Действующее законодательство не позволяет ограничивать место захоронения в зависимости от регистрации умершего по месту жительства. К такому выводу пришел Пятый апелляционный суд.
Спор разгорелся в Ключевском сельском поселении Омской области, в котором проживает 4781 человек. Депутаты сельсовета запретили погребение на местных кладбищах граждан, не зарегистрированных на территории поселения. Исключения касались только подхоронения в родственные могилы при наличии подтверждающих соответствующее родство документов.
Иск о признании таких правил незаконными подала жительница Омска Наталья Путилина. По ее мнению, спорная норма нарушает гарантированное федеральным законом право каждого быть погребенным с учетом выраженного при жизни собственного волеизъявления. Сама истица письменно заявила о желании обрести покой именно в поселке Ключи. Прокуратура поддержала требования Натальи Путилиной.
В свою очередь, глава сельской администрации Александр Тымань и депутат Анастасия Игнатова отрицали нарушения и указывали на соответствие нормативного акта законодательству. Спорные ограничения, по мнению ответчика, были введены в интересах населения сельского поселения в связи с участившимися случаями захоронений на его кладбищах иногородних лиц.
Служители Фемиды пришли к выводу, что муниципалитет должен обеспечивать реализацию интересов местного сообщества, но его решения не могут носить произвольный характер. Тогда как действующий федеральный закон гарантирует каждому погребение с учетом его волеизъявления, в том числе предоставление бесплатно участка земли. Ограничением исполнения такого волеизъявления умершего может явиться, например, отсутствие в месте захоронения свободного участка. Но на территории Ключевского сельского поселения имеются три общественных кладбища, из которых два (Новоалександровское и в самих Ключах) являются действующими, а кладбище в селе Харино имеет статус закрытого с возможностью подзахоронений.
Омский областной суд также напомнил про гарантированную Конституцией России свободу передвижения. Регистрационный учет вводится государством и обществом в целях реализации этого права и исполнения гражданином обязанности перед другими. При этом еще в 1998 году Конституционный суд России указал, что сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей. «С учетом изложенного, содержащееся в оспариваемом решении условие о захоронении тела умершего в местах погребения в зависимости от регистрации по месту жительства на территории сельского поселения привело к безосновательному ограничению прав граждан, предусмотренных федеральными законами», – констатировал суд, удовлетворяя требования Натальи Путилиной.
Оспаривая это решение, спикер сельсовета Анастасия Игнатова настаивала, что отмена ограничений приведет к нарушению прав местных жителей в связи с сокращением мест захоронения и возможным закрытием кладбища. Отклоняя эти доводы, апелляционная коллегия указала на возможность органа местного самоуправления решить вопрос о создании иного места погребения. «Действующее законодательство не содержит положений, позволяющих ограничивать или вводить запреты на захоронения в зависимости от регистрации по месту жительства умершего лица. В перечне оснований для исполнения волеизъявления к погребению требование о наличии регистрации по месту жительства на определенной территории отсутствует», – заключил апелляционный суд.
По данным Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, в России открыто для захоронения 83,4 тысячи кладбищ.