Рейтинг@Mail.ru
home

29.09.2021

Booking освободили за ответственность за неподтвержденное бронирование

29.09.2021. АПИ — Функции сервиса Booking ограничиваются безвозмездным предоставлением информации в качестве посредника. К такому выводу пришел Третий кассационный суд.

В сложной ситуации оказался новгородец Юрий Маркин. За полтора месяца до поездки в Египет он через портал Booking забронировал два номера в отеле Jaz Fanara Resort. При оформлении заказа не потребовалось вносить предоплату или указывать номер банковской карты. При этом путешественника предупредили, что администрация отеля может связаться напрямую и запросить предварительную авторизацию кредитной карты.

По утверждению самого туриста, эту информацию у него никто не запрашивал. Но под предлогом «неполучения действительных данных кредитной карты к установленному сроку и отсутствием у отеля возможности авторизовать карту» бронирование было аннулировано. В итоге Юрию Маркину пришлось оформлять новый заказ, когда стоимость проживания на соответствующий период уже выросла на 1,2 тысячи долларов. Предъявляя иск, потребитель просил взыскать эту сумму с голландской компании Booking.com BV.

Однако служители Фемиды не усмотрели в действиях популярного сервиса нарушений прав потребителя. Истец не доказал факт оказания некачественных услуг или предоставление недостоверной информации. Более того, путешественник вообще не вступал непосредственно с сервисом Booking в договорные отношения по бронированию отеля, равно как и не оплачивал его услуги. К такому же выводу пришла и апелляционная инстанция.

Кассационный суд подтвердил эти решения. «Функции данного ответчика ограничивались безвозмездным для истца предоставлением истцу информации в качестве посредника между пользователем вышепоименованного сайта и поставщиком услуг», – заключил суд.

Отметим, что Федеральная антимонопольная служба уличила агрегатор Booking в недобросовестной конкуренции на российском рынке. Разбирая этот спор, Арбитражный суд Москвы констатировал, что агрегаторы информации о средствах размещения оказывают потребителям и гостиницам комплексную услугу, состоящую из нескольких услуг – поиска и сравнения отелей (по наличию номеров, цене и отзывам), упрощенной для всех сторон системы оплаты, а также продвижения гостиницы на портале (сайте) агрегатора. «Установление Booking.com BV условий привилегированной программы положения о необходимости обязательного предоставления и соблюдения паритета цен влечет ограничения в сфере предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов, а также ущемление интересов потребителей», – отмечается в решении арбитража.

Справка

Согласно исследованию ВЦИОМ, 62 процента опрошенных чаще всего выбирают средство проживания (гостиницу, апартаменты, хостел) через различные системы бронирования, 12 процентов делают это через специализированные туристические сайты, еще 10 процентов – через поисковые системы.