Рейтинг@Mail.ru
home

27.10.2021

Верховный суд России: тюремная одежда и нагрудные номера не нарушают права заключенных

27.10.2021. АПИ — Обязанность носить типовую одежду с нагрудными знаками обусловлена необходимостью поддержания установленного порядка отбывания наказания и не может расцениваться как унижающая человеческое достоинство осужденных. К такому выводу пришел Верховный суд России.

Действующие Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные Министерством юстиции РФ, предписывают осужденным носить одежду установленного образца c нагрудным знаком, на котором указываются фамилия и номер отряда. Гражданское платье вправе использовать матери с малолетними детьми и отбывающие наказание в колониях-поселениях. По специальному нормативу заключенным на три года выделяются два костюма черного цвета, куртка, летний и зимний головной убор, утепленные брюки, обувь, белье и так далее. Находящаяся в исправительных учреждениях прекрасная половина получает зеленые костюмы, куртки, полупальто, халаты, платки, косынки, брюки, колготки и другие предметы одежды и белья. В любое время года как самостоятельный предмет одежды разрешается носить трикотажный свитер, а в спортивных залах и на площадках можно переодеваться в спортивные костюмы.

Иск в Верховный суд России о незаконности требований носить типовой костюм с номером подал осужденный Владимир Басманов. По его мнению, такие требования «носят дискриминационный, унижающий человеческое достоинство характер, что противоречит принципам законности, гуманизма, равенства всех перед законом, рационализации мер принуждения, стимулирования правопослушного поведения у осужденных и соединения наказания с исправительным воздействием». Истец ссылался на Европейские пенитенциарные правила, согласно которым одежда осужденных не должна быть позорящей или унижающей, а жизнь в местах лишения свободы по возможности должна быть «приближена к положительным аспектам жизни в обществе».

Но служители Фемиды констатировали, что обязанность по использованию одежды установленного образца закреплена непосредственно в Уголовно-исполнительном кодексе РФ и имеющим высшую юридическую силу правовым актам не противоречит. Спорные требования обусловлены необходимостью поддержания порядка отбывания наказания и способствуют обеспечению охраны и изоляции осужденных, постоянного надзора за ними, обеспечению личной безопасности, предупреждению побегов и иных преступлений, получению необходимой информации о поведении осужденных, а также обусловлены целями оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях.

Оценивая разъяснения Европейского суда и Комиссии по правам человека, высшая инстанция пришла к выводу, что понятие «унижающие человеческое достоинство обращение или наказание» включает обращение и наказание, имеющее цель «вызвать у жертвы чувство страха, подавленности и неполноценности, оскорбить, унизить ее или сломить физическое и моральное сопротивление». «Оспариваемые нормы исходя из своего содержания не могут рассматриваться как оскорбительные или унижающие личность», – заключил Верховный суд России, отклоняя иск Владимира Басманова.

Отметим, что практика применения спорных требований остается противоречивой. Так, Свердловской областной суд признал невиновным отбывающего наказание в исправительной колонии № 56 Владимира Нырова, который для совершения религиозного обряда омовения перед молитвой в месяц Рамадан снял хлопчатобумажную куртку. Чиновники Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) настаивали, что осужденному надлежало предварительно обратиться к администрации с ходатайством о предоставлении ему освобождения в определенные часы и дни от исполнения обязанности по ношению форменной одежды. Но проанализировав практику Европейского суда по правам человека, служители Фемиды усмотрели нарушение прав заключенного на гарантированную Конституцией России свободу вероисповедания.

Рассматривая жалобу осужденного к пожизненному лишению свободы Азата Шайдуллова, суд установил, что в той же колонии № 56 на одежду таких заключенных делалась не предусмотренная нормативными актами нашивка «пожизненно». Отправляя дело на новое рассмотрение, кассационная коллегия предписала провести дополнительное изучение этого вопроса.

Снявшего куртку в прогулочном дворике Ислама Яндиева, отбывающего пожизненный срок в колонии № 6 Хабаровской области (именуемой «Снежинкой»), администрация наказала выдворением в штрафной изолятор. По словам же самого заключенного, было жарко, и поэтому он выполнял физические упражнения в футболке. Кассационная коллегия вернула дело на пересмотр в апелляционную инстанцию.

В свою очередь, законным признали объявленный осужденному Севдару Мусаеву выговор. Согласно представленной видеозаписи, он находился в помещении без куртки и нашивки. При этом служители Фемиды не поверили в утверждения заключенного о подготовке к религиозному обряду.

Справка

По данным Федеральной службы исполнения наказаний, в 670 исправительных колониях отбывает наказание 361 тысяча осужденных.

Мнения

 

Нелля Шишова, адвокат благотворительного фонда помощи осужденным и их семьям «Русь Сидящая» (включено в реестр «иностранных агентов»)

Основным назначением современной пенитенциарной системы в нашей стране остается не исправление осужденных, а создание условий, когда человеческая личность подвергается всевозможным ограничениям. Менять их чрезвычайно сложно. Обычные обыватели не подозревают, что находящиеся в исправительных учреждениях лишены элементарных предметов, на которые в быту люди просто не обращают внимания. 

Конечно, осужденные обязаны носить форму установленного образца. В этом нет ничего плохого. Такие требования связаны с личной безопасностью заключенных, персонала, обеспечением охраны и изоляции осужденных от общества. Такие ограничения соответствуют Конституции России и не противоречат нормам международного права.

В то же время мало кто знает, что эта форма совершенно не пригодна для повседневного ношения по многим причинам. Никакие климатические условия не влияют на вид одежды. Что имеется в наличии – то и выдают. Во всех исправительных учреждениях имеются швейные цеха или отдельные специалисты, которые перешивают выданную форму или шьют ее заново. Это целая индустрия. Оплата за работу чаще всего производится сигаретами – своеобразной валютой в исправительных учреждениях. Предоставлять осужденным нормальную форму одежды, видимо, не в интересах ФСИН.