Рейтинг@Mail.ru
home

25.10.2022

Coca-Cola отстаивает бренд Fanta от российского конкурента

25.10.2022. АПИ — Отечественному производителю безалкогольных напитков, группе «Черноголовка», могут запретить использовать товарный знак «Фантола». Такое решение принял Суд по интеллектуальным правам.

Спорное обозначение было зарегистрировано в 2019 году. В свою очередь американская корпорация Coca-Cola Company усмотрела сходство этого товарного знака с её брендом Fanta. Причем конкурирующие товары имеют общую целевую потребительскую аудиторию, находятся в одном ценовом сегменте и предлагаются к продаже в одних и тех же отделах магазинов. Кроме того, по мнению представителей Coca-Cola, не будучи словарной единицей какого-либо языка, обозначение «Фантола» «несет в себе определенную смысловую нагрузку, приобретенную в течение нескольких десятилетий использования товарного знака Fanta».

Опровергая эти утверждения, ООО «Напитки из Черноголовки-АКВАЛАЙФ» представило результаты проведенного в интернете опроса, подавляющее число участников которого подтвердило возможность однозначно отличить два бренда. Смешение обозначений исключили эксперты Гильдии лингвистов и Союза дизайнеров России. В свою очередь аналитики «Левада-Центр» уличили организаторов опроса в манипулировании и необъективности.

Палата по патентным спорам отклонила доводы американской корпорации. Признав оба обозначения фантазийными, она сочла невозможным сравнение их по семантическому (смысловому) критерию. «Наличие у сравниваемых знаков существенных отличий, прежде всего, по доминирующему в рассматриваемом случае фонетическому критерию, позволяет коллегии прийти к выводу о том, что они никак не ассоциируются друг с другом в целом, то есть не являются сходными до степени смешения», – отмечается в заключении Роспатента.

Однако Суд по интеллектуальным правам установил, что слово «Фанта» имеет смысловое значение, оно включено в современные толковые словари русского языка и обозначает «газированный тонизирующий напиток с апельсиновым вкусом». Тогда как патентное ведомство уклонилось от анализа ассоциаций потребителя. «С учетом изложенного, Роспатенту, после проведения повторного анализа сравниваемых обозначений, необходимо дать свою оценку доводам заявителя в указанной части», – заключили служители Фемиды, отменяя решение палаты и предписывая чиновникам пересмотреть требования Coca-Cola Company.

Представители группы «Черноголовка» также утверждали, что приостановившая свою деятельность в России Coca-Cola Company намеренно препятствует хозяйственной деятельности других лиц. Но суд не усмотрел в действиях американской корпорации признаков злоупотребления правом, так как спор возник задолго до решения о закрытии заводов: «Судебная коллегия считает, что в рассматриваемом деле не представлено сведений, подтверждающих противоправную цель подачи заявления», – отмечается в решении суда.

Напомним, что уже с первых дней марта недобросовестные отечественные бизнесмены пытались уличить в злоупотреблении компании из так называемых недружественных стран, отстаивающие свои интеллектуальные права в российских судах. Прецедентное решение по спору о бренде «Свинка Пеппа» принял Арбитражный суд Кировской области. Отменяя его и удовлетворяя требования британской компании, апелляционная коллегия заявила о равной охране интеллектуальной собственности иностранных организаций на территории нашей страны (АПИ писало об этом деле – «Свинку Пеппу» реабилитировали – компаниям из «недружественных» стран пообещали правовую защиту). Эти выводы 19 октября поддержал и Суд по интеллектуальным правам.