Рейтинг@Mail.ru
home

20.12.2022

Пользователей телефонов планируется защитить от спама и злоупотреблений связистов

20.12.2022. АПИ — Операторы телефонной связи смогут блокировать автообзвон абонентов. С инициативой ввести дополнительные меры для защиты потребителей выступило Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.

Представленный проект обновленных Правил оказания услуг телефонной связи предусматривает, что при наличии технической возможности оператор осуществляет блокировку незаконных автоматизированных телефонных вызовов. Если же такая обзвонка осуществляется в рамках договора с самим оператором, пользователю необходимо предоставить дополнительную текстовую информацию об инициаторе вызова. «На экране смартфона отразятся номер звонящего и подпись, например медцентр, банк или другое учреждение и его название. Технически такие сервисы уже существуют: некоторые IT-компании выпускают подобные приложения», – поясняют в связном ведомстве.

В Минцифры напоминают, что автообзвон стал распространенным инструментом продвижения услуг, хотя он прямо запрещен федеральным законом. «Когда абонент отвечает на звонок, он может услышать заранее записанное голосовое сообщение или программа может переключить его на человека. Блокировка коснется именно автообзвона – его оператор связи может определить при помощи специального софта. По мнению представителей рынка, нововведение может стать не только препятствием для спама, но и помехой для мошенников».

Также чиновники намерены урегулировать проблему одностороннего изменения условий договоров оказания услуг связи. Подтверждением принятия предложенных поправок (которые могут быть размещены где-то на сайте в фактически не доступной пользователю форме) считаются так называемые конклюдентные действия абонента. На практике почти все компании признают ими само по себе молчание потребителя или продолжение использования им услуг связи. Таким образом, абонент лишается возможности отказаться от навязываемых условий.

Согласно же представленному Минцифры проекту, согласием на предложение оператора должны быть именно действия потребителя, позволяющие «достоверно установить его волеизъявление на изменение договора». В частности – отправка короткого текстового сообщения или совершение исходящего голосового вызова.

Вместе с тем за связистами сохраняется право в одностороннем порядке и произвольно увеличивать или иным образом изменять действующие тарифы. Единственное условие – не менее чем за десять дней опубликовать соответствующее сообщение на сайте и направить пользователю SMS-сообщение.

Ожидается, что обновленные правила вступят в силу с 1 марта 2023 года.

Напомним, что нарушения законодательства о рекламе, в том числе использование автообзвона или звонки без согласия получателя, караются административным штрафом до полумиллиона рублей. Однако такие санкции не предупреждают нарушения. В частности, с использованием телефонного автообзвона распространялась реклама «Альфа-банка», банков «Открытие» и «Русский стандарт». Чтобы избежать ответственности, нередко даже крупные участники рынка используют номера (SIM-карты), оформленные на подставных лиц.

Справка

По данным Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, к сетям подвижной связи подключено 316,4 млн абонентских устройств (смартфонов и иных гаджетов), фиксированной – 20,9 млн стационарных телефонов.